0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

Школа доктора комаровского почему ребенок не говорит

Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок не говорит в 3 года

Некоторые родители мечтают о том, чтобы ребенок помолчал хотя бы пять минут, но непоседа все время что-то комментирует. А некоторые мамы и папы мечтают о том, чтобы чадо хоть что-то сказало. Но чадо упорно молчит.

В 1 год, как правило, они только начинают беспокоиться по поводу детского молчания, в 2 года уже готовы бежать с ребенком-молчуном по врачам и психологам. Если малыш не говорит в 3 года, это повод для серьезной тревоги.

Помочь родителям разобраться со сроками становления детской речи помогает известный педиатр Евгений Комаровский.

Развитие речи

Если у ребенка не развивать речь, то он не заговорит. Сроки начала осмысленного говорения — понятие довольно индивидуальное. Одни дети переходят от слогов к попыткам произнести слова еще до года, другие только пытаются сделать это к 2 годам.

Есть среднестатистические сроки, при сильном отставании от которых можно заподозрить у ребенка задержку речевого развития:

  • В 3 месяца малыши начинают гулить;
  • В 6-8 месяцев они могут лепетать;
  • Девочки к 10 месяцам обычно произносят свое первое слово. Мальчики делают это ближе к 12 месяцам.
  • В 1,5 года ребенок вполне способен произносить около десятка слов.
  • К 2 годам он обычно знает местоимения, количество слов в лексиконе в норме нарастает стремительно.
  • К 3 годам здоровый развитый малыш может без проблем произносить около 350 слов, свободно оперировать ими, склонять, выражать свои эмоции.
  • В 4 года словарный запас малыша уже более полутора тысяч слов;
  • В пять лет лексикон возрастает вдвое, ребенок знает и произносит более 3000 слов.

Способность говорить без способности слушать существовать не может, а потому для развития речевых данных при ребенке и с ним нужно много разговаривать.

Начинать специалисты советуют с внутриутробного периода — разговор мамы с будущим ребенком идет на пользу обоим. На поздних сроках беременности плод уже прекрасно воспринимает звуковые колебания.

После рождения общение с малышом должно быть непрерывным. Пусть он не понимает ни слова из того, что вы говорите, но он обязательно должен много и часто слушать человеческую речь.

Малышам до полугода очень важно наблюдать артикуляционный аппарат мамы и папы, к этому возрасту он начинает улавливать связь между звуком и движением губами. Кроха и сам пытает имитировать то, что слышит. Сначала это гуление, а затем лепет.

При должном терпении родителей и регулярных занятиях, основанных на повторении новых слов, на связи слов с образами, малыши осваивают речь с удовольствием, их словарных запас увеличивается практически ежедневно.

Даже если малыш не торопится говорит самостоятельно, у него при правильном развитии должна к 2 годам быть развита пассивная речь. Такого карапуза можно попросить совершить два последовательных действия — взять предмет и передать его кому-то из членов семьи.

К трем годам обычно даже плохо разговаривающие дети должны уметь выстаивать цепочку из трех последовательных действий на основании понимания пассивной речи.

Однако это теория. На практике все бывает не так радужно, и порой родители начинают волноваться и расспрашивать доктора о причинах задержки речевого развития.

Задержка речи

Если не говорит ребенок 1-2 лет, волноваться рано, говорит Евгений Комаровский.

Возраст, в котором нужно серьезно отнестись с отсутствию речи — это 3 года. При этом родители должны четко сформулировать сами для себя и для своего врача, как именно малыш молчит: он не понимает взрослых или не разговаривает, но все понимает.

Часто кроха говорит, но его не понимают взрослые, потому что он мычит что-то непонятное, не заучивает названия предметов, называя их по-своему на своем, недоступном для взрослых, языке.

О том, что делать если ребенок не говорит можно найти ответ в следующем видео от доктора Комаровского.

Порой трехлетние дети говорят, но ограничиваются только отдельными словами, которые никак не могут увязать в предложения или даже словосочетания.

После того, как мама и папа как можно более полно обрисуют суть проблемы, можно начинать искать причины крохиного молчания.

Задержкой речевого развития у медиков считается такое состояние, при котором в трехлетнем возрасте отсутствует связная речь. При этом наличие фразовой речи в этом возрасте тоже считается отклонением от нормы, но не таким значительным.

По медицинской статистике, речевое отставание фиксируется у 7-10% малышей в возрасте 3 лет, причем мальчики значительно чаще молчат, чем девочки — на одну неговорящую девочку приходится 4 мальчика-молчуна.

Ребенок не говорит. Как ему помочь: 9 эффективных советов доктора Комаровского

Некоторые родители просто мечтают о том, чтобы их чадо помолчало хоть пару минут. Но есть и такие, которые всерьез обеспокоены тем, что их малыш все еще не начал разговаривать.

В сегодняшней статье советы дает известный телеведущий, педиатр и политик Евгений Комаровский .

Евгений Олегович считает, что начинать тревожиться можно, если речь у малыша не сформировалась до 3 лет .

Хотя многие папы и мамы готовы записываться на прием к доктору для диагностики отставания речи с годовалыми карапузами.

Взрослые должны различать отсутствие речи у малыша, при котором детка даже не понимает того, что говорят ему окружающие и отсутствие понятной для других людей речи, своеобразное лепетание .

В любом случае Евгений Олегович рекомендует работать над выявлением проблемы, по которой детка молчит.

Советы от медиа-доктора Комаровского

· Исключите гаджеты. По мнению доктора, планшеты и компьютеры пагубно влияют на развитие маленьких детей. Ведь они отвлекают детей от общения со взрослыми, мешают детям полноценно развиваться .

Мама и папа должны иметь возможность ежедневного общения со своим малышом.

ВАЖНО! Никакой доктор и никакие лекарственные препараты не смогут помочь, если карапуз испытывает дефицит общения с родственниками .

· Стимулируйте игры. Когда кроха берет в руки игрушку, у него возникает необходимость обратиться к взрослому человеку для того, чтобы получить инструкцию по пользованию той или иной вещью , испытать эмоциональную реакцию на собственные действия с игрушками от мамы или папы. Именно такие реакции и стимулируют формирование речи у карапуза.

Читать еще:  Шевелится ли ребенок при схватках

· Разговаривайте с деткой. Первым этапом в развитии данного навыка является формирование пассивного словаря , которое невозможно без личного примера взрослых людей.

Как только ребенок научится понимать слова окружающих, запомнит некоторые из них, он с легкостью сможет перейти на следующий этап – применение активного словаря.

· Пройдите обследование. Если после 3 лет детка все еще не разговаривает, пройдите полное обследование у ЛОРа, невролога, логопеда и психолога , чтобы исключить отклонения физиологического и психологического характера: тугоухость, неврологические патологии, проблемы с речевым аппаратом.

· Проговаривайте свои действия. Доктор советует постоянно проговаривать свои действия: «Сейчас мама нагреет кашу, и Сонечка будет завтракать» или «Папа пошел на работу, а на обратном пути он купит своей доченьке бананы».

· Не ругайте кроху. Если вы станете давить на кроху и наказывать его за нежелание разговаривать, то проблема может усугубиться.

ВНИМАНИЕ! Используйте похвалу за любые удачные попытки общения с окружающими.

· Используйте фольклор. Произносите потешки, читайте стишки, скороговорки, пойте песенки и читайте сказки. Это отлично стимулирует коммуникативные навыки маленьких деток.

· Отправляйтесь в детский сад. Общение в детском коллективе может стать отличным стимулом к началу применения активного словарного запаса ребенком.

· Не спешите предугадывать его желания. Если детка протянул руку за вкусной булочкой, не спешите вкладывать ее в маленькую ручку. Пусть малыш попытается уточнить, чего именно ему сейчас хочется.

С 23 по 29 на канал зашли 4,5,6,7 … раз -64 849 Родителей из них — 6 059 подписчиков. Все еще ищете нас в ленте? Просто нажмите: подписаться 🙂

Причины отсутствия речи у малыша 2-летнего возраста по Комаровскому, рекомендации по восстановлению речевой функции

Речевая функция у детей начинает своё развитие еще с 1-го года жизни. Сначала ребёнок гулит, потом произносит слоги, а затем слова. К 2 годам постепенно появляются маленькие предложения. Если к 2-летнему возрасту малыш не разговаривает, родители начинают сильно переживать и водить его к логопеду и неврологу. Что думает по этому поводу доктор Комаровский? Стоит ли сразу начинать заниматься с ребёнком и мучить его обследованиями?

Нормальное речевое развитие ребенка

Во сколько малыш начинает разговаривать? В первые месяцы жизни у ребенка нет речи. Малыш проявляет желание к общению улыбкой и плачем. Ко второму месяцу у грудничка появляется гуление. Этот этап развития является очень важным. Гуление позволяет подготовить и развить мускулатуру органов артикуляции.

К 7-9-месячному возрасту малыш начинает лепетать. В речи появляются слоги, которые не несут осознанности. Ребенок просто бормочет ба-ба-ба, ма-ма-ма и другие наборы букв. В 9-11 месяцев он уже хорошо понимает разговор и интонацию окружающих. На слух знает около 50-100 слов. В 11-14-месячном возрасте грудничок начинает произносить слова. В словарном запасе уже имеются слова: «мама», «папа», «баба», «дядя», «гав-гав» (собака), «бо-бо» (больно), «би-би» (машина) и другие. К году должно быть 10 слов.

Годовалый ребенок внимательно следит за движениями губ родственников во время разговора, пытается повторить слова и артикуляцию взрослых. Если постоянно с грудничком разговаривать, он быстро научится повторять слова, правильно их воспроизводить.

Девочки начинают говорить раньше мальчиков на 2-4 месяца. Это происходит из-за отличий в структуре мозга. У мальчиков связь между полушариями менее развита, что незначительно затрудняет проведение нервных импульсов. Поэтому мальчики начинают разговаривать немного позже, что является нормой.

В полтора года ребенок уже формирует фразы по 2 слова. Он говорит в повелительном наклонении: «Папа. Дай», «Мама. Иди». К 18-месячному возрасту произносит слова во множественном числе.

К двум годам ребенок уже знает около 1000 слов. В этом возрасте дети начинают задавать вопросы: «Что это?», «Кто там?», «Почему?». У малыша 2-х лет можно услышать небольшие предложения: «Это собака», «Это стул», «Дай мишку», «Где папа?».

Комаровский о развитии речевой функции

Доктор Комаровский является врачом педиатром, который стал известным благодаря своим передачам. В них он дает рекомендации родителям по детскому здоровью и воспитанию. В телевизионных выпусках доктор не один раз рассказывал о развитии речи.

Комаровский говорит о важности общения ребенка с родителями и окружающими людьми. По его словам, малыш правильно развивается, когда во время игры присутствуют родители. Взрослые помогают ему познавать мир. Во время общения мама или папа учат, как нужно кидать мячик, что делать с пирамидкой и так далее, дают задание (инструкцию). Пример: «Возьми мяч, и принеси его маме», «Кидай мячик папе».

Во время совместной игры малыш учится слушать, анализировать речь родителей. У него появляется желание учиться говорить, правильно произносить слова, строить фразы и предложения. Это очень важно, особенно на этапе перехода от понимания устной речи окружающих к воспроизведению ее самостоятельно.

Этиологические причины отсутствия речи у малышей 2-летнего возраста

Причин отсутствия речи может быть множество. Большое значение для речевой активности имеет внимание родителей, здоровье ребенка, матери и отца. Также задержку речевого развития (ЗРР) провоцируют стрессы.

Этиология задержки речевого развития:

  • Травмы в родах, отягощенный анамнез беременности.
  • Неврологические патологии.
  • Снижение слуха, глухота.
  • Общее недоразвитие речевой функции.
  • Задержка психического развития, умственная отсталость.
  • Аутизм, детский церебральный паралич.
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности.
  • Недостаточное внимание со стороны родственников.

Речь может задерживать отягощенный анамнез беременности и родов. Плохо влияет на речевое развитие гипоксическое поражение головного мозга. Оно возникает по причине отслойки плаценты, сильного тонуса матки на протяжении всей беременности, позднего токсикоза (эклампсии). Эклампсия является серьезной проблемой во время вынашивания плода, так как она сильно повреждает сосуды плаценты. При этом кровоток затрудняется, ребенок испытывает дефицит питательных веществ и особенно кислорода.

При сильном тонусе матки происходит спазм кровеносных сосудов. Кровоток частично перекрывается, малыш испытывает гипоксию. При частичной отслойке плаценты происходит то же самое. Гипоксическое поражение мозга сильно затрудняет его развитие. В мозговой ткани начинается образование очагов ишемии, которые в дальнейшем проявляются речевыми расстройствами.

На работу мозга сильно влияют способы оказания помощи в родах, плохая родовая деятельность. Поражение нервной системы провоцирует использование при родовспоможении вакуум-экстрактора, акушерских щипцов. Также нежелательно применять прием изгнания ребенка путем нажатия на живот.

Впоследствии задержку речевого развития вызывают аспирация околоплодными водами, обвитие пуповиной (особенно двойное). Ребенок при этом испытывает гипоксию. Длительные роды более 12 часов опасны для ребенка гипоксическим поражением мозговой ткани.

Гипоксические состояния несут за собой задержку нервно-психического развития, умственную отсталость, детский церебральный паралич, аутизм, синдром дефицита внимания и гиперактивность.

Отрицательно влияет на развитие речевой функции курение, употребление спиртных напитков, наркотиков во время вынашивания плода. Эти привычки способны привести к глухоте (врожденной), постепенному снижению слуха, гипоксическому повреждению мозговой ткани. Курение, алкоголь, наркотики провоцируют нарушение развития мозга, недоношенность, угрозу прерывания беременности, инфекционные болезни раннего возраста, аутоиммунные патологии.

Задержка речи возможна при аутизме. Ребенок-аутист не способен нормально общаться с родителями и детьми. Отсутствие взаимодействия с окружающими приводит к запоздалому речевому развитию или отсутствию речи.

Читать еще:  Шестимесячный ребенок не хочет есть прикорм

Этиология отсутствия речевой функции по Комаровскому

Доктор Комаровский, помимо основных причин задержки речевого развития, выделяет еще и другие. Основной проблемой у современных родителей является повышенное внимание к развитию речи. Если ребенок не начал говорить до 2-летнего возраста, родственники сильно переживают, нервничают, водят малыша к логопеду, неврологу, отоларингологу. Такое повышенное внимание заставляет ребенка, наоборот, продолжать молчать.

Многие родители торопят малыша говорить. Начинают усиленно с ним заниматься, что снижает скорость развития речи. Ребенок хочет играть, а его заставляют сидеть над книжками, рисунками, карточками. Малыши в 1,5-годовалом возрасте испытывают трудности с вниманием, поэтому им быстро надоедают занятия. Задачи не по возрасту, длительное сидение только отталкивают дошкольника от занятий. Он может вообще отказаться говорить.

Комаровский часто говорит о современной проблеме – гаджеты. Родители не хотят заниматься с ребенком. Большее количество времени они посвящают компьютеру, планшету, телевизору.

Родственники рано приучают ребенка к играм на планшете, к телефонам, просмотру мультфильмов, мало читают книг. Игры, мультипликация не позволяют развиваться речи и воображению. Особенно вредно давать пользоваться гаджетами дошкольнику от 1,5 лет. В это время идет скачок речевого развития. Если пропустить ранний период формирования речевой функции, у ребенка будет сильное отставание.

Следующей проблемой, по мнению Комаровского, считается большая занятость взрослых. Родители, живущие в городах, постоянно на работе. Некоторые из них работают допоздна. В выходные дни горожане стараются отдыхать: ходить в клубы, рестораны, ездить на рыбалку, ходить по магазинам, смотреть телевизор, посещать тренажерный зал. Ребенок по этой причине не успевает общаться с родственниками. Он либо с няней, либо в детском саду, а этого недостаточно для полноценного речевого развития. Дошкольник может запротестовать и совсем замолчать.

Одна из причин молчания – отсутствие мотивации к речи со стороны родителей. Если дошкольник молчит − это не всегда означает, что он не умеет разговаривать. Ребенка не мотивировали родители к формированию речи. Он адекватно реагирует на просьбы, задания, не применяя речи, поэтому не видит смысла в освоении речевых навыков. Малыш часто просто мычит, кивает, показывает на предмет или родственника.

Рекомендации Комаровского

Беспокоящимся родителям, у которых малыш к 2-летнему возрасту не заговорил, доктор Комаровский советует прийти на прием к врачу. Обследование включает консультации невролога, логопеда, психолога, отоларинголога. ЛОР-врач необходим, чтобы исключить глухоту или снижение слуха. Для этого специалист направляет на аппаратное исследование, которое называется аудиограммой. Она определит уровень слуха, диапазон звуков.

Невролог – это основной специалист, работающий с дошкольниками, которые имеют отставание в речевой функции. Он поможет выявить причины отклонений речи. Врач проведет необходимое обследование (анамнез, осмотр), назначит дополнительные методики: нейросонографию, электроэнцефалографию, магнитно-резонансную томографию и другие. При необходимости порекомендует терапию (Энцефабол, Пантогам и другие препараты), которая даст толчок к появлению речевой функции.

Невролог на осмотре выяснит:

  • Общее развитие малыша (когда начал улыбаться, гулить, понимать разговор окружающих).
  • Навыки на момент обследования.

После обследования невролог направляет на консультацию к логопеду. Специалист проводит осмотр, специальные тесты на речевую функцию. После первого посещения логопед пишет заключение, составляет план занятий. Во время работы с ребенком педагог развивает речевую функцию: учит произносить должным образом звуки, слова, предложения.

Распространенные патологии, которые обнаруживает логопед:

  • Укороченная уздечка.
  • Повышенный тонус мускулатуры артикуляционного аппарата.

Консультация психолога необходима всем детям с нарушениями речи. Специалист оценит состояние речевой функции, выявит патологию. Психолог необходим также для исключения или подтверждения психологических травм, хронических стрессов и других состояний. По результатам обследования назначается лечение (беседы, арт-терапия, тренинги, дельфинотерапия и пр.), если таковое требуется.

  • Больше времени проводить с малышом.
  • Постоянно проговаривать все свои действия и намерения.
  • Не давать дошкольнику телефоны, планшеты, ограничить просмотр мультфильмов.
  • Больше читать, заучивать потешки, стихи, песенки.
  • Не ругать ребенка, когда он отказывается что-то сказать.
  • Задавать вопросы малышу, а именно: «Что ты видишь на картинке?», «Кто пришел?», «Какого цвета шапочка?» и так далее.
  • Организовать общение малыша со сверстниками и детьми постарше.
  • Оградить от стрессовых ситуаций и конфликтов в семье.

Заключение

При задержке речевого развития Комаровский советует сильно не паниковать. Если имеются отклонения, родителям нужно привести малыша к педиатру, который направит его к узким специалистам. Доктор уверяет, что при создании благоприятных условий, дошкольник обязательно заговорит.

Ребенок не разговаривает в 2 года – советы доктора Комаровского

Специалисты по речевому развитию не дают четких сроков, когда ребенок должен заговорить в 2 года. Есть лишь примерные ориентиры норм, на которые могут опираться родители и педагоги. Тревоги родителей понятны. Однако, если ребенок не разговаривает в 2 года, Комаровский считает, что это еще не повод ставить ему диагнозы и излишне беспокоится.

Когда ребенок должен начать разговаривать

Существуют нормы речевого развития, по которым можно понять, развивается ли малыш нормально, или имеет отклонения.

  • К 1 году жизни большинство детей осмысленно говорят несколько слов: «мама», «папа», «баба», «би-би», «гав-гав», «пи-пи». До полутора лет дети говорят однословными высказываниями.
  • В 1,5 – 2 года словарный запас малыша расширяется, он начинает говорить слова, состоящие из нескольких слогов: «машина», «бабушка», «качели». Ребенок называет близких людей и описывает предметы и действия. У малыша формируется потребность в общении. Он сопровождает свою игровую деятельность речью, с удивлением обнаруживает, что все окружающие его предметы имеют свое название. Этот возраст характеризуется активным развитием речи и определяет качественный скачок в развитии ребенка. Постепенно малыш начинает подражать не только словам взрослых, но и их фразам. Активно развивается словарный запас, который к возрасту 2 лет составляет около 300 слов.
  • В 2 года ребенок овладевает произношением звуков, грамматическим строем предложения, продолжает пополнять пассивный и активный словарный запас. Характерной чертой речи двух лет является то, что она является жестикуляторной: состоящей из мимики и звуков. На вопрос взрослого ребенок не только произносит звуки, но и сопровождает мимикой свой ответ.
  • К концу второго года детский словарный запас составляет 200-400 слов. При этом многие слова малыш произносит неправильно, искажая их, заменяя одни слоги другими: «тяпка» вместо «шапка», «пипиталет» вместо «пистолет».
    Тем не менее, к концу второго года жизни, малыш начинает использовать свою речь как средство общения с окружающими, в первую очередь со взрослыми. Двухлетка может обратиться к родителям с просьбой, выразить им свои эмоции, активно заявить о своем желании или не желании что-либо делать.

Почему ребенок не разговаривает в 2 года: причины

Существует множество причин того, что ребенок не разговаривает в этом возрасте. Чаще всего малыш подвержен влиянию сразу нескольких факторов, которые обуславливают задержку речевого развития. Врожденные патологии могут сочетаться с психологическими причинами, влияющими на развитие речи, такими как стресс, педагогическая запущенность и другие.

Причины, почему ребенок не говорит в 2 года:

  1. Патологии внутриутробного развития и родовые травмы.
    Внутриутробная асфиксия плода, тяжелые роды могут негативно сказаться на развитии отдельных участков головного мозга, в том числе на тех, которые отвечают за развитие речи.
  2. Неврологические заболевания. Любые неврологические патологии могут стать причиной недоразвития речи у малыша. От общего гипотонуса мышц до тяжелых форм нарушений развития головного мозга.
  3. Проблемы со слухом. Врожденная глухота или даже частичное снижение слуха всегда отражается на развитии речи. Причиной снижения слуха может быть неблагоприятное протекание беременности, плохая наследственность или осложнения после перенесенной инфекции.
  4. Речевые нарушения, такие как общее недоразвитие речи или алалия могут стать причиной того, что может ребенок может совсем не разговаривать в 2 года. Такие нарушения возникают в результате сочетания множества негативных факторов во время протекания беременности: употребление алкоголя, курение, интоксикация, тяжелые инфекции.
  5. Интеллектуальные нарушения: умственная отсталость разной степени, задержка психического развития также могут стать причиной того ребенок начинает позже говорить. Важно вовремя диагностировать нарушение и начать медикаментозное лечение и коррекционную работу с логопедом-дефектологом.
  6. Аутизм. Дети аутисты отстают в речевом развитии вследствие своей замкнутости и необщительности. Такие малыши не идут на контакт со взрослыми, поэтому могут не говорить или отставать в речевом развитии от своих сверстников.
  7. Дефицит внимания. Недостаток внимания взрослых к малышу также может стать причиной отсутствия речи у него. Если ребенку не уделяют внимания, мало общаются с ним, его речь может развиваться крайне медленно или отсутствовать вовсе.
Читать еще:  Шестимесячный ребенок ночью плохо спит ночью

Мнение доктора Комаровского

Доктор Комаровский – известный врач педиатр, который получил широкую известность благодаря передачам на телевидении. В них он дает экспертные советы мамам детей относительно различных проблем воспитания.

В своих передачах он неоднократно раскрывал тему развития речи детей.

  • По мнению доктора Комаровского мамы слишком рано начинают бить тревогу о том, что ребенок говорит. Смеясь, он говорит о том, что мамы обращаются к нему с этой проблемой, когда малышу нет еще и года.
  • Также в своих выступлениях Комаровских неоднократно говорит о вреде современных гаджетов на развитие детей. По мнению доктора, современные дети «намного больше общаются с телефонами и планшетами, нежели с родными мамой и папой». Комаровский подчеркивает важность общения родителей с ребенком. Современные родители очень загружены и сами испытывают постоянный стресс, однако, не смотря на высокий темп жизни, крайне важно ежедневно находить время для общения с ребенком, говорит Евгений Олегович. По мнению доктора, нет смысла вести малыша к врачам и «искать волшебную пилюлю», если он испытывает дефицит общения в своей семье. Эмоциональное общение с мамой и папой порой дает намного больший результат в развитии речи ребенка, нежели медикаментозное лечение.
  • В своей передаче «Что делать, если ребенок в 2 года не говорит» Комаровский подробно объясняет разницу развития детей, которые играют гаджетами и игрушками. Евгений Олегович поясняет, что когда малыш играет с простым резиновым мячом или куклой, ему всегда требуется связующий объект между игрушкой и им самим – взрослый. Взрослый объясняет ребенку как именно нужно играть с этим предметом, рассказывает о его свойствах, эмоционально реагирует на игру ребенка с предметом. Эмоциональное общение между взрослым и малышом стимулирует его речевое общение.

Сначала у ребенка формируется потребность понять то, что ему говорят взрослые. Таким образом, формируется так называемая пассивная речь – способность малыша понимать обращенную к нему речь.

В 2 года ребенок должен уметь выполнять двойную инструкцию. Например: Возьми куклу Машу и дай мне». Если ребенок в 2 года не разговаривает, но понимает речь взрослых, можно говорить о том, что он прошел 1 этап развития речи – формирование пассивной речи. Следующим этапом следует развитие активной речи, когда ребенок начинает говорить отдельные слова, а затем строить из них предложения.

Что делать, если ребенок не говорит

Родителям, которые беспокоятся о том, что в 2 года малыш до сих пор не заговорил, Комаровский рекомендует обратится к врачам.

Обследования

  1. Обследование у ЛОРа
    Необходимо провести аппаратное обследование слуха, сделать аудиограмму, которая покажет уровень слуха малыша, а также диапазон звуков, которые он слышит.
  2. Консультация невролога
    Неврологические патологии являются частой причиной отклонений в речевом развитии, от легких до самых тяжелых. Обследование у невролога позволит диагностировать имеющиеся заболевания и своевременно начать их лечить.
    Перед походом к неврологу постарайтесь вспомнить все важные вехи развития:Когда ребенок начал переворачиваться, сидеть, ходить
    • Когда малыш начал гулить, понимать обращенную к нему речь взрослых
    • Какими навыками и умениями он обладает сейчас.
    Врач обязательно спросит вас об этом, поэтому приготовьтесь ответить на эти вопросы.
  3. Консультация логопеда
    Логопед поможет выявить нарушения развития речевого аппарата. Самыми распространенными патологиями являются:
    • которая уздечка
    • гипотонус лицевых мышц и языка.
  4. Консультация детского психолога

Психолог проведет обследование речи малыша и выявит его отклонения от норм. Также он поможет разобраться, есть ли психологические причины отсутствия речи.

Советы доктора Комаровского

  • Обследуйте ребенка на наличие физических и неврологических нарушений.
  • Проконсультируйтесь с логопедом и детским психологом.
  • Ограничьте взаимодействие малыша с любыми гаджетами: телефоном, планшетом, телевизором.
  • Старайтесь больше общаться с карапузом: называйте предметы и явления вслух, громко и четко.
  • Проговаривайте действия, которые вы совершаете. «Сейчас мы покушаем и пойдем играть в мяч. Скоро придет папа и мы пойдем вместе гулять во двор».
  • Не ругайте малыша, если он молчит. Негативная реакция родителей на отсутствие речи может только ухудшить ситуацию. Наоборот, старайтесь подкреплять попытки двухлетки к общению позитивными эмоциями: улыбкой, похвалой.

Если малыш при виде вас начинает гулить: «ма-ма-ма», улыбнитесь ему и скажите:
«Да, Сонечка, мама пришла, сейчас мы пойдем купаться. Кто у нас любит купаться в теплой водичке с уточкой? Соня! Как уточка говорит, Сонечка? Кря-кря, кря-кря!»

  • Поощряйте любые попытки карапуза заговорить: новые звуки, новые слова, попытки подражать за взрослыми.
    «Би-би», правильно Игоречек, машинка сигналит «би-би».
  • Задавайте малышу открытые вопросы: что ты видишь на картинке? Как зовут медвежонка? Какого цвета мяч?
  • Читайте малышу детские стихи, сказки, пойте песенки.Посмотрите на слоненка:

Хобот длинный у ребенка!
– А я так умею тоже! –
Маме говорит Сережа.
Губы трубочкой свернул
И вперед как потянул!
– Посмотрите, как хорош! –
Я на слоника похож!

  • Разучивайте вместе скороговорки, чистоговорки, потешки.

***
Серый волк под старой елкой
Два часа зубами щелкал.
Широко рот открывал,
Но зайчишку не поймал.
***
Едет к бабушке Егорка:
Забирается на горку,
После горки – вновь низина.
Речка… Мостик выгнул спину.

  • Стимулируйте общение «молчуна» с другими детьми. Старайтесь чаще посещать детские площадки, приглашайте сверстников в гости, чтобы у малыша была возможность общаться с другими детьми.
  • Не предугадывайте желания своего чада. Дайте ему возможность заявить о них взрослых. Уточняйте его просьбы: какой ты сок будешь, яблочный или персиковый?
  • По возможности оградите малыша от стрессов.

Итак, если ребенок не говорит в 2 года, доктор Комаровский советует не паниковать, обследовать малыша и создать ему дома благоприятные условия для развития, тогда он непременно заговорит.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector