2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анатомия человека: строение человека и его физиология

Как устроен человек: строение организма и его функции

Человек по праву считается самым сложным живым организмом. Его анатомия обеспечивает нормальную жизнедеятельность и его устойчивость к окружающей среде. Если допустить некоторую метафоричность, то человеческий организм одновременно и склад, и электрическая компания, и аптека, и отчистка сточных вод. Благодаря своему анатомическому строению человеческий организм обладает силой и крепостью.

Анатомия — это наука, которая изучает строение человека, его внешнее и внутреннее составляющие. В то же время анатомия человека отчетливо демонстрирует, как совершенно и в тоже время хрупко человеческое тело. Ведь повреждение одной системы, может спровоцировать сбои в работе всех остальных отделов.

Внешнее строение человека

Анатомия человека делится на внутреннее и внешнее строение. Внешнее устройство человека- это части тела, которые может увидеть и назвать каждый:

  • голова;
  • шея;
  • спереди — грудина;
  • сзади — спина;
  • верхние и нижние конечности.

Скелет

В скелет человека входят:

  • череп;
  • шейные позвонки;
  • нижняя челюсть;
  • грудина;
  • ключица;
  • плечевая кость;
  • ребра;
  • лопатки;
  • мечевидный отросток;
  • таз;
  • крестец;
  • копчик;
  • лучевая кость;
  • локтевая кость;
  • кости кисти;
  • бедренная кость;
  • большая берцовая кость;
  • малая берцовая кость;
  • кости стопы.

Скелет человека представляет собой своеобразный остов для внутренних органов, который включает в себя множество разных костей, соединенных в суставы.

Когда ребенок рождается, его скелет насчитывает 350 костей. При взрослении некоторые кости срастаются, поэтому у взрослого человека их насчитывается уже 200 штук. Все они делятся на две группы:

  1. Осевые кости, которые входят в несущие конструкции.
  2. Добавочные кости.

Взрослая развитая кость включает в себя:

  • органическую ткань;
  • неорганическую ткань;
  • воду.

Хрящ

Хрящевая ткань иногда может быть составляющим компонентом кости, а иногда выступает в качестве временного элемента. Следует отметить, что хрящевая ткань менее прочная и плотная, чем костная.

Хрящ имеет в своем составе специфические клетки — хондроциты. Характерной особенностью хряща является отсутствие вокруг него кровяных сосудов, то есть они его не пронизывают и не питают. Питание хрящ получает из жидкости, которая находится в окружающих его тканях.

Хрящ бывает следующих видов:

  • желтый волокнистый;
  • гиалиновый;
  • белый волокнистый.

Сочленения

  • сочленения костей туловища;
  • сочленения костей туловища и головы;
  • сочленения костей верхних конечностей;
  • сочленения костей нижних конечностей.

Сочленения обеспечивают двигательную способность мышцам, которые крепятся к сухожилиям. Способность мышц сокращаться позволяет двигаться туловищу, рукам и ногам, а также выполнять разнообразные действия: прыгать, разворачиваться, резко останавливаться, бегать, накланяться и даже улыбаться.

Внутреннее строение человека

Внутреннее устройство человека- это органы первостепенной важности, которые имеют свои функции и не открыты человеческому взору. К ним относятся:

Помимо вышеназванных частей, внутреннее строение человека включает в себя железы секреции, нервные стволы, кровеносные сосуды и пр. К ним относится:

  • вилочковая железа;
  • молочные железы (у женщин);
  • предстательная железа (у мужчин);
  • надпочечники;
  • щитовидная железа;
  • гипофиз;
  • эпифиз;
  • эндокринные железы;
  • экзокринные.

Нервная система включает: центральный и периферический отделы. Сосудистая система включает: вены, капилляры; артерии.

Хорошо известно, что анатомическое строение человеческого организма имеет определенное сходство с некоторыми животными. Этот факт обусловлено тем, что человек эволюционировал от млекопитающих. Он обладает не только не только анатомической схожестью, но и схожим клеточным строением и похожим ДНК.

Человеческий организм состоит из клеток, которые группируясь, образуют эпителий, из которого сформированы все человеческие органы.

Все отделы человеческого организма соединяются в системы, которые слаженно функционируют для обеспечения устойчивой жизнедеятельности человека:

  1. Сердечно — сосудистая. Играет основную роль, поскольку качает кровь и транспортирует ее во все остальные органы.
  2. Дыхательная. Насыщает кровь кислородом, а также перерабатывает его в углекислый газ.
  3. Нервная. Включает спинной и головной мозг, нервные окончания, стволы и клетки. Основная задача- регуляция всех функций организма.
  4. Пищеварительная. Сложнейшая система у человека. Основная задача- переваривание пищи, обеспечивание организма питательными веществами и энергией для жизнедеятельности.
  5. Эндокринная. Отлаживает нервные и биологические процессы.
  6. Опорно-двигательная. Способствует передвижению человека и поддерживает его тело в вертикальном положении. В нее входят: суставы, связки, мышцы.
  7. Кожа или покровная система. Является защитным панцирем, который препятствует проникновению внутрь вредных элементов.
  8. Мочевыделительная и половая. Половые органы делятся на мужские и женские. Ин основная функция — репродуктивная и выделительная.

Какие органы скрывает грудная клетка?

В грудной клетке располагаются:

Сердце

Сердце располагается между легкими и, по сути, является мышцей. По своему размеру сердце не больше кулака человека, то есть если каждый человек сожмет кулак, то его размер будет идентичен его сердцу. Его функция состоит в том, чтобы принимать и качать кровь. Оно имеет необычное косое расположение: одна его сторона отходит вправо, вверх и назад, а другая — вниз и влево.

Основные сосуды ответвляются из правой стороны мышцы. Биение сердцу обеспечивает две его стороны: левый и правый. Левый желудочек превосходит размерами правый. Сердце выстлано специфической тканью, которая называется перикардом. Внутренняя часть перикарда прирастает к сердцу, а внешняя — соединена с кровеносными сосудами.

Легкие

Самый большой парный орган, который занимает основную часть грудной клетки. Легкие расположены по оби стороны сердца и заключены в плевральные мешки. Несмотря на то, что правое и левое легкое внешне мало чем отличаются, они имеют разные функции и строение.

Как можно увидеть на картинке, легкие состоят из долей: левое легкое включает в себя две доли, а правое — три. Левое легкое обладает изломом в левой части, правое такого изгиба не имеет. Основная функция легких снабжать кровь кислородом и перерабатывать его в углекислый газ.

Трахея

Располагается между бронхами и гортанью. Представляет собой хрящевые полукольца, соединительные связки и мышцы, которые находятся на задней стенке, покрытые слизью. Внизу трахея делится на два бронха, которые направляются в легкие. Бронхи являются продолжением трахеи. Они выполняют следующие функции:

  • проведение воздуха по легким;
  • защитно-очистительная функция.

Пищевод

Представляет собой длинную трубку, которая начинается в гортани. Проходит через диафрагму и соединяется с желудком. Пищевод состоит из кольцевых мышц, которые продвигают пищу к желудку.

Какие органы скрываются в брюшной полости?

В брюшной полости находятся части организма, которые входят в пищеварительную систему. К ним относится:

  • желудок;
  • печень;
  • желчный пузырь;
  • поджелудочная железа;
  • двенадцатиперстная кишка;
  • тонкий кишечник;
  • толстый кишечник;
  • прямая кишка;
  • анус.

Желудок

Главная часть пищеварительной системы. Он является продолжением пищевода, который отделен от него клапаном, прикрывающим вход. Желудок имеет форму мешочка, заполняется пищей и вырабатывает сок (специфическую жидкость), богатый ферментами, которые расщепляют пищу.

Кишечник

Кишечник — наиболее длинная часть пищеварительного тракта. Начинается после выходного отверстия желудка. Имеет форму петлей и заканчивается выходным отверстием. Кишечник состоит из:

  • тонкой кишки;
  • толстой кишки;
  • прямой кишки.

Тонкая кишка состоит из двенадцатиперстной кишки и подвздошной, которые переходят в толстую, а толстая кишка в прямую. Основная функция кишечника переваривать пищу и выводить ее остатки из организма.

Печень

Самая крупная железа в организме человека. Также участвует в процессе пищеварения. Основная задача — обеспечивать обмен веществ и участвовать в процессе кроветворения. Располагается сразу же под диафрагмой и делится на две части, которые называются долями. Соединяется с двенадцатиперстной кишкой, тесно связана с воротной веной, сообщается и функционирует с желчным пузырем.

Селезенка

Находится под диафрагмой. Основные функции заключаются:

  • в формировании элементов крови;
  • защите организма.
Читать еще:  Мозоли на ногах: как лечить и устранить

Селезенка меняется в размерах в зависимости от количества скопленной крови.

Почки

Почки также находятся в брюшной полости, несмотря на то, что не имеют отношение к пищеварительному тракту. Почки — состоят из парных частей, которые выполняет важную функцию: регуляцию гомеостаза. Имеют форму бобов и участвуют в процессе мочевыделения. Прямо над почками располагаются мочеточники.

Мочевой пузырь

Представляет собой специфическую емкость — мешок, предназначенный для сбора мочи.

Органы малого таза

Расположены в пространстве, которое ограничено малым тазом. Существует разница между мужскими и женскими тазовыми органами, что обуславливается половой принадлежностью.

В малый таз входят:

  • часть кишечника- прямая кишка, которая имеет около 15 см;
  • мочевой пузырь, который у мужчин и женщин имеет разное расположение. У женщин соприкасается со стенками влагалища и матки, у мужчин — прилегает к потокам и семенным пузырькам, а также к прямой кишке;
  • женские половые органы: влагалище, матка, яичники;
  • мужские половые органы: семенной пузырек; предстательная железа.

Анатомия человека: строение человека и его физиология

Цель урока: знать определение предмета,задачи,значение в клинической практике,основные методы изучения, иметь представление о развитии науки анатомии

План изложения нового материала

1. Наука анатомия, виды и связь с другими науками

2. История развития науки

3. Методы,применяемые в изучении науки

4. Потребности человека

5. Условные плоскости, оси, отделы человека

Анатомия — это наука о формах и строении органов, систем органов и человеческого организма в целом, и постоянном взаимодействии с внешней средой , происходит от греч. anatemno,что означает рассекаю, расчленяю. Организм человека представляет собой очень сложную живую биологическую систему. Различают анатомию несколько видов:

Порок развития это стойкие морфологические или функциональные изменения органа или организма, возникающие в результате нарушения развития зародыша, плода или дальнейшего формирования органов после рождения ребенка. Порок развития, который приводит к обезображиванию части тела и обнаруживается при внешнем осмотре, называют уродством.
Аномалия развития— это стойкое отклонение в строении органа или системы органов, не сопровождающееся функциональными нарушениями в обычных условиях, но нередко являющееся причиной дефектов, заболеваний от воздействий внешних, генетических факторов, передаваемыми по наследству от родителей.

2. История анатомии

Сведения о строении тела человека относятся к 5-4 векам до новой эры. Основоположником анатомии, отцом » медицины» является Гиппократ (460 — 377 г.г до н.э) . Его научные труды объединены в «Гиппократовы труды». Он изучал строение желез, кишечника, прорезывание зубов у детей,описал несколько костей черепа, строение сердца, считая, что воздух охлаждается в сердце.
Клавдий Гален (130-200г.г.) обобщил ,систематизировал анатомические сведения, описал их в 16 книгах. Классифицировал оболочки артерий, описал мышцы спины, нервы блуждающий, лицевой , оболочки мозга. Составил круг кровообращения с центральным органом печень.
Анатомия Средневековья — застойные времена из-за инквизиции церкви, запрещалось вскрытие трупов. Но на Востоке наука развивалась свободно, великий таджикский врач ,философ Али Ибн Сина (Авиценна) 980-1037гг, ,автор более 100 произведений по разным наукам, написал медицинский труд «Канон врачебной науки» 1002г.. Авиценна проанализировал все сведения по анатомии и физиологии, открытые древнегреческими учеными, проводя собственные наблюдения.
Анатомия эпохи Возрождения. Гениальный художник Леонардо да Винчи (1452-1519гг) является основоположником пластической анатомии. Описал изгибы позвоночника, щитовидную железу, классифицировал мышцы. Церковь преследовала эго открытия, в медицине его открытия стали применяться значительно позднее.
Андрей Везалий (1514-1564) — отец описательной анатомии. Он вскрывал и препарировал трупы ,делал зарисовки костей, мышц, внутренних органов, сосудов, нервов. Издал небольшой атлас «Анатомические таблицы» 1538г.и знаменитый труд «О строении тела человека» 1543г.
Ученик Везалия Г.Фаллопий (1523-1562) описал маточные трубы, а В.Евстахий (1510-1574) обнаружил слуховую трубу.
В Голландии в середине 17 века был организован анатомический музей бальзамированных трупов. Петр первый купил коллекцию препаратов и в Санкт -Петербурге до сих пор хранятся в Кунсткамере.
Развитие анатомии в России в XVII—XIX вв. До 17 века в России как медицинской науки не существовало, знатных больных лечили врачи-иностранцы. Возникла необходимость в подготовке отечественных врачебных кадров. В 1620 г. в Москве Аптекарским приказом стали изготовляться лекарства для армии. В 1654 году создается первая «Школа русских лекарей»,где анатомия преподавалась по учебнику А.Везалия. В 1707 году в Москве по указу Петра первого открыта лекарская школа, затем их открыли в Петербурге (1717),Крондштадте (1719),где главным предметом была анатомия. Она изучалась по первому анатомическому атласу Мартина Ильича Шеина из 26 таблиц, учебник переведен с латинского языка на русский язык
В 1782 г М.Шумлянский защитил диссертацию «О строении почек»,описал строение нефрона, капиллярное кровообращение.
В 1786 году при медико-хирургических училищах открываются кафедры «анатомии ,физиологии, хирургии». П.А Загорский (1764-1846) подготовил первый учебник по анатомии на русском языке .А его ученик И.В.Буяльский (1789-1866) совершенствовал методы препарирования , бальзамирования, инъекции написал атлас анатомии человека.
Н.И.Пирогов (1810-1881) — основоположник топографической анатомии. Создал атлас «Иллюстрированная топографическая анатомия распилов, проведенных в трех направлениях через замороженное тело» (1852-1859).
Развитие анатомии в советский период и настоящее время. В советский период открыты высшие учебные заведения, шел расцвет анатомии как науки. Анатомия стала изучаться на микроскопическом, рентгеновском, биохимическом, функциональном уровне.
Выдающими анатомы этого периода были В.Н.Тонков изучал коллатеральное кровообращение, В.П.Воробьев изучал периферическую и вегетативную нервную систему, создал пятитомный «Атлас анатомии человека» (1938-1946), Р.Д.Синельников продолжил идеи Воробьева и издал оригинальный «Атлас анатомии человека», пересдавался шесть раз, является настольной книгой и в настоящее время, М.Г.Привес изучал лимфатическую систему, применив рентгенографию. М.Р.Сапин (род.1940г) исследует кровеносную систему, иммунную, лимфатическую системы, и многие другие.
Первый период в развитии анатомии до А.Везалия. Второй период с 16 века и до наших дней.
Развитие физиологии проходило параллельно анатомии. Аристотель (384-22гг до н.э.)отмечал, что сердце отвечает за движение крови.
Гиппократ описал четыре жидкости в организме (кровь,слизь,желчь,черная желчь),четыре типа темперамента.
Клавдий Гален изучал головной мозг и пришел к убеждению, что это центр мышления.
Вильям Гарвей (1578-1657) открыл большой круг кровообращения (1628) ,законы движения крови.
Рене Декард (1596-1650) предположил о рефлекторном принципе работы центральной нервной системы.
Основоположником русской физиологии считается И.М.Сеченов (1829-1905). Уделял внимание рефлекторным дугам, написал «Рефлексы головного мозга»,процессы возбуждения и торможения.
И.П.Павлов (1849-1936) 50 лет работал в области пищеварительной системы, открыл условные рефлексы, проводя опыты на животных.
Изучал высшую нервную деятельность. За свои открытия был удостоен Нобелевской премии в 1904 году.
Анатомия как наука включает цитологию -наука о клетке, гистологию — науку о тканях, эмбриологию — науку о развитии зародыша.

3.В изучении анатомии применяются методы:

В изучении физиологии используют экспериментальные методы : трансплантация, экстирпация, фистульный метод, катетеризация. Инструментальные методы: электрокардиография, электроэнцефалография, рефлекс, рефлекторная дуга.

4. Потребности человека

Каждый человек для своей жизнедеятельности нуждается в определенных условиях и средствах. Жизнь, активность человека зависит от потребностей, которые необходимо удовлетворять. Потребность-это нужда организма в чем-либо.. Она объективна, необходима для жизни и развития. Потребности формируются при воспитании и самовоспитании ,культуры. Потребности естественные, социальные, материальные, духовные . Потребности зависят от профиля деятельности. Изучал потребности американский психолог М.Маслоу и создал иерархию человеческих потребностей по уровням в виде пирамиды: физиологические, безопасность и защищенность, групповая привязанность, уважение, эстетический уровень, самоуважение и самоактуализация.

5. Плоскости, оси и основные ориентиры в анатомии

Для определения топографии (местоположения) органов используют трехмерное пространство, позволяющее дать ему объемную характеристику. В этих целях через тело человека условно проводят три плоскости: горизонтальную, сагиттальную и фронтальную.
Горизонтальная плоскость делит тело на верхнюю и нижнюю части, сагиттальная — на правую и левую. Сагиттальная плоскость, разделяющая тело человека на две симметричные половины, называется срединной. Фронтальная плоскость проходит перпендикулярно по отношению к сагиттальной и делит тело на переднюю и заднюю части. Через любую точку на поверхности тела можно провести горизонтальную, сагиттальную и фронтальную плоскости. Для определения направлений движений в суставах условно проводят оси: фронтальную, сагиттальную, вертикальную

Читать еще:  Самые главные причины боли в пятке и их лечение

Терминология, применяемая в изучении анатомии и физиологии

А n а t о m е – рассечение

Су t u s — клетка

А utopsia — вскрытие трупов

Биопсия — взятие кусочка ткани

Ргох imalis — ближе к туловищу

distalis — дальше от туловища

Ме dialis — ближе к средней линии

lateralis — дальше от средней линии

diaphysis — средняя часть кости

epi physis — конец кости

d ех t ег -правый

С rista — гребень

dorsalis — находящийся ближе к задней поверхности тела

/еп t га lis — находящийся ближе к передней поверхности тела

Топография — взаимное расположение органов

Записать , что изучает каждый вид анатомии

Ответить на вопросы :

1.Дать определения,что такое анатомия, физиология

2.что такое норма, порок развития, уродство?

3.назовите отечественных анатомов и их вклад в изучение дисциплины

4.Каких физиологов вы знаете и их роль в изучении процессов деятельности человеческого организма?

5.назовите методы изучения анатомии и в чем они заключаются

Лекции. Лекция №1. «Анатомия и физиология как науки, изучающие структуры и механизмы удовлетворения потребностей человека;

Физиология.

И

Анатомия

Оглавление.

Лекция №1. «Анатомия и физиология как науки, изучающие структуры и механизмы удовлетворения потребностей человека. Человек как биосоциальное существо. Анатомо-физиологические аспекты потребностей человека. Человек как предмет изучения анатомии и физиологии». 4

Лекция №2. «Основы цитологии – клетка». 7

Лекция №3. «Основы гистологии – ткани». 8

Лекция №4. «Внутренняя среда организма. Кровь. Гомеостаз, состав, свойства и функции крови». 14

Лекция №5. «Общие вопросы анатомии и физиологии аппарата движения человека». 19

Лекция №6. «Скелет верхней и нижней конечностей». 23

Лекция №7. «Скелет головы». 27

Лекция №8. «Мышечная система. Строение и функции мышц. Мышцы головы и шеи». 31

Лекция №9. «Мышцы туловища». 35

Лекция №10. «Мышцы верхней конечности». 39

Лекция №11. «Мышцы нижней конечности». 41

Лекция № 12. «Фасции мышц». 43

Лекция №13. «Физиология мышц». 45

Лекция № 14. «Процесс физиологической регуляции. Нервные механизмы физиологической регуляции. Общие принципы строения нервной системы. Нервная деятельность». 46

Лекция №15. «Функциональная анатомия спинного мозга». 49

Лекция №16 Головной мозг. Ствол мозга и промежуточный мозг. 54

Лекция № 17 Большой мозг (cerebrum). 58

Лекция №18. Черепно – мозговые нервы. 63

Лекция №19. Вегетативная нервная система. 68

Лекция № 20. Морфо – функциональная характеристика сенсорных систем. Учение об анализаторах. Зрительный анализатор. 72

Лекция №21. Слуховой и вестибулярный анализаторы. 76

Лекция №22. Кожный анализатор. 78

Лекция №24. Сердечно – сосудистая система. 86

Лекция № 25. Анатомия и физиология кровеносных сосудов. 89

Кровяное давление, регуляция кровообращения. 89

Лекция №27. Венозная система. 94

Лекция №28. Особенности кровообращения плода. 98

Лекция №29. Морфо – функциональная характеристика. 98

дыхательной системы. 98

Лекция №30. Легкие, плевра, дыхательный цикл, легочные объемы, физиология дыхания. 101

Лекция №31. Пищеварительная система и пищеварение. Полость рта. Пищеварение в полости рта. 105

Лекция №32. Глотка, пищевод, желудок. 108

Лекция № 33. Печень и поджелудочная железа. 111

Лекция №34. Тонкий кишечник. 114

Лекция №35. Толстый кишечник. Брюшина. 116

Лекция №36. Обмен белков, жиров и углеводов. 119

Лекция №37. Водный и минеральный обмен. Витамины. 121

Лекция №38. Обмен энергии. Терморегуляция. 126

Лекция №39. Общая морфология и функциональная характеристика процесса выделения. Анатомия органов мочевой системы. 128

Лекция №40. Физиология выделения. 131

Лекция №41. Мужская половая система. 133

Лекция №42. Женская половая система. 136

Лекция №43. Лимфатическая система. 140

Лекция №44. Иммунитет, органы иммунной системы. 142

Лекция №45. Психическая деятельность – физиологическая основа психо – социальных потребностей. Условные рефлексы, виды. Типы ВНД. Формы психической деятельности. 146

Лекция №46. Сознание, память, физиология сна. 150

Лекция №1. «Анатомия и физиология как науки, изучающие структуры и механизмы удовлетворения потребностей человека. Человек как биосоциальное существо. Анатомо-физиологические аспекты потребностей человека. Человек как предмет изучения анатомии и физиологии»

Анатомия и физиология человека – основные предметы теоретической и практической подготовки медработников. Анатомия – наука о форме, строении и развитии организма. Основным методом анатомии было рассечение трупа (anatemne– рассечение). Анатомия человека изучает форму и строение человеческого тела и его органов. Физиология изучает функции и процессы организма, их взаимосвязь. Анатомия и физиология – составные части биологии, относятся к медико-биологическим наукам. Анатомия и физиология – теоретический фундамент клинических дисциплин. Первоосновой медицины является изучение тела человека. «Анатомия в союзе с физиологией – царица медицины» (Гиппократ). Человеческий организм является целостной системой, все части которого связаны между собой и с окружающей средой. На ранних этапах развития анатомии проводилось лишь описание органов человеческого тела, которые наблюдали при вскрытии трупов, так появилась описательная анатомия. В начале 20 века возникла систематическая анатомия, т.к. организм стали изучать по системам органов. При хирургических вмешательствах потребовалось точно определять местоположение органов, так появилась топографическая анатомия. С учетом запросов художников выделилась пластическая анатомия, описывающая внешние формы. Затем сформировалась функциональная анатомия, т.к. органы и системы стали рассматривать во взаимосвязи с их функциями. Раздел, изучающий двигательный аппарат дал начало динамической анатомии. Возрастная анатомия изучает изменение органов и тканей в связи с возрастом. Сравнительная изучает сходства и различия организма человека и животных. С момента изобретения микроскопа образовалась микроскопическая анатомия.

Методы анатомии:

1. рассечение, вскрытие, препаровка на трупе с помощью скальпеля на трупе.

2. наблюдение, осмотр тела невооруженным глазом – макроскопическая анатомия

3. изучение с помощью микроскопа – микроскопическая анатомия

4. с помощью технических средств (рентген-лучи, эндоскопия)

5. метод инъекции красящих веществ в органы

6. метод коррозии (растворение тканей и сосудов, полости которых были заполнены нерастворяющимися массами )

Физиология – экспериментальная наука. Для экспериментов используют методы раздражения, удаления, пересадки органов, фистул.

Отцом физиологии является Сеченов (перенос газов по крови, теории утомления, активный отдых, центральное торможение, рефлекторная деятельность головного мозга).

Разделы физиологии:

2. возрастная (геронтология)

3. физиология труда

4. физиология спорта

5. физиология питания

6. физиология экстремальных условий

Основными методами физиологии являются: эксперимент и наблюдение. Эксперимент (опыт) может быть острым , хроническим и без оперативного вмешательства.

1. Острый – вивексия (живосечение) – Гарвей 1628 год. От руки экспериментаторов гибло около 200 млн. подопытных животных.

2. Хронический – Басов 1842 год – длительное время изучают функцию организма. Впервые выполнен на собаке (желудочная фистула).

3. Без оперативного вмешательства – 20 век – регистрация электрических потенциалов работающих органов. Получение информации одновременно от многих органов.

Указанные разделы изучают здорового человека – нормальная анатомия и физиология.

Человек – биосоциальное существо. Организм – биологическая система, наделенная разумом. Человеку присущи закономерности жизни (самообновление, самовоспроизведение, саморегуляция). Эти закономерности реализуются с помощью процессов обмена веществ и энергии, раздражимости, наследственности и гомеостаза – относительно динамическое постоянство внутренней среды организма. Организм человека является многоуровневым:

Взаимосвязь в организме достигается путем нервной и гуморальной регуляции. У человека постоянно возникают новые потребности. Способы их удовлетворения: самоудовлетворение или с посторонней помощью.

Механизмы самоудовлетворения:

· врожденные (изменение метаболизма, работа внутренних органов)

· приобретенные (сознательное поведение, психические реакции)

Структуры удовлетворения потребностей:

1. исполнительные (дыхательная, пищеварительная, выделительная)

2. регуляторные (нервная и эндокринная)

Тело человека делят на части:

Система органов – группа органов, сходных по происхождению, строению и выполняемым функциям. Органы располагаются в полостях, заполненных жидкостью. Они сообщаются с внешней средой. Совокупность анатомических терминов, определяющих положение органов в теле и их направление – анатомическая номенклатура.

В теле человека условно проводят линии и плоскости:

Читать еще:  Анализ крови на ревматоидный фактор и его расшифровка

1. фронтальная (параллельно линии лба)

2. сагиттальная (перпендикулярная линии лба)

3. медиальная (проходит через середину тела)

Органы характеризуют по отношению к осям и плоскостям:

1. проксимальный (верхний)

2. дистальный (нижний)

3. вентральный (задний)

4. дорсальный (задняя, спинная)

5. медиальный (ближе к срединной линии)

6. латеральный (дальше от срединной линии)

· брахиморфное – невысокие и широкие люди, сердце большое, легкие широкие, диафрагма стоит высоко

· долихоморфное – длинные кости, сердце стоит вертикально, легкие длинные, диафрагма расположена низко

Врачевание возникло раньше, чем появились первые сведения о строении тела человека и животных. В древние времена вскрытие животных производилось при жертвоприношениях и приготовлении пищи, вскрытие человека при бальзамировании. Медицина в античной Греции достигла небывалых успехов для того времени. Впервые точные сведения о строении тела появились у врача и философа Гиппократа. Аристотель впервые назвал сердце главным органом, приводящим в движение кровь. Большое значение на развитие медицины и анатомии имела Александрийская школа, т.к. ее врачам разрешалось вскрывать трупы с научной целью. К началу нашей эры была подготовлена почва для развития медицины.

Клавдий Гален создал первую теорию кровообращения: печень – центральный кроветворный орган, а сердце – главный циркулятор в организме. В странах запада и востока господствовали религиозные запреты, которые тормозили развитие медицины. Абу – Али – Ибн — Сина (Авиценна) — таджикский ученый – собрал все известные сведения о медицине того времени в книгу «Введение в анатомию и физиологию». Выделились специальные школы во Франции и Италии. Основоположником современной анатомии считают бельгийского ученого того времени Андреаса Везалия (1514 – 1564). Он, рискуя жизнью, добывал трупы для изучения на кладбищах и на основе собственного препарирования создал труд «семь книг о строении тела человека». Дедушкой анатомии считают Гиппократа. Сервет и Гарвей опровергнули теорию Галена о кровообращении. Сервет правильно описал малый круг кровообращения, Гарвей – большой. Для утверждения данных теорий важное значение имело открытие Мальпиги капилляров (1661). Азелио описал лимфатические сосуды в брыжейке собаки. Очень важным для развития физиологии явилось открытие в 1 половине 18 века рефлекса французским физиологом Рене Декартом и теория Дарвина о том, что организмы развиваются в процессе эволюции под действием борьбы за существование, естественного отбора и наследственности. В 1839 году Шванн открыл клеточную теорию организмов, в которой доказал, что новые клетки образуются путем деления материнских, животные клетки отличаются от растительных… В 17 веке в Москве создается первая медицинская школа при аптекарском приказе. Основатель первой анатомической школы – Загорский, его ученик – Буяльский – профессор кафедры анатомии – предложили метод бальзамирования трупов. Основоположник топографической анатомии – Пирогов Н.И. – разработал метод последовательных распилов замороженных трупов для изучения топографии органов. Развитию анатомии способствовали труды Мечникова, Бехтерева, Тимирязева, Северцова, Воробьева, Стефаниса, Зернова.

Воробьев разработал метод исследования нервной системы при помощи бинокулярной лупы с предварительной обработкой материала растворами слабых кислот.

Збарский вместе с Зерновым разработали метод бальзамирования (Ленин). Тонков вместе с учениками проводили опыты и исследования сосудистой системы. Изучением кровеносных сосудов и периферических нервов занимался Шевкуненко. Достижения в изучении лимфатической системы связаны с именами Иосифова, Стефаниса, Жданова.

Значительные результаты были получены благодаря открытию новых методик электрической регистрации деятельности органов. Изучение нервной регуляции явилось одним из самых крупных достижений физиологии 19 века (Сеченов – процесс торможения, 1862 год). В начале 20 века И.П.Павловым было создано учение о ВНД и о двух сигнальных системах. Посников открыл причины смерти на органном уровне. Клод Бернар – о внутренней среде организма (pH)., Овсянников – с/с центр, Сеченов – перенос газов кровью, утомление, активный отдых, центр торможения, рефлекторная деятельность головного мозга, Введенский – регистрация биопотенциалов, парабиоз. 1889 год – Лунин – открытие витаминов, Анохин – функциональные системы.

Огромны заслуги Павлова и в изучении физиологии кровообращения и пищеварения. Им и его учениками был разработан метод физиологической хирургии. В настоящее время больших успехов достигло исследование физиологических процессов, происходящих в в отдельных клетках и их структурных элементах. Успехи электрофизиологии тесно связаны с использованием электроники и радиотехники. Электрофизиологические исследования получили большое значение в медицине (электрокардиография, электроэнцефалография).

Анатомия и физиология человека

Анатомия изучает форму и строение органов и составляемых ими систем человеческого тела в связи с выполняемыми функциями; физиология исследует жизненные функции организма и его отдельных частей. И строение, и функции органов взаимосвязаны, поэтому их понимание невозможно в отрыве друг от друга. Знание анатомического строения, согласованной функции органов и систем позволяет обосновать гигиенические условия труда и отдыха, меры профилактики заболеваний для сохранения здоровья, трудоспособности и долголетия человека. Поэтому гигиена изучается в тесной связи с анатомией и физиологией.

Развитие анатомии связано с именами Аристотеля, Гиппократа, Галена, А.Везалия, У.Гарвея, Н.И.Пирогова, П.Ф.Лесгафта, И.И.Мечникова, В.П.Воробьева, В.Н.Тонкова, Н.М.Амосова и других ученых.

Анатомия человека включает следующие частные дисциплины: нормальную анатомию, изучающую строение здорового человека и его органы; патологическую анатомию — морфологию больного человека; топографическую анатомию — науку о местонахождении любого органа в человеческом теле; динамическую анатомию, изучающую двигательный аппарат с функциональных позиций, что имеет значение для правильного физического развития человека.

Анатомия исследует становление человека в его историческом развитии в процессе эволюции животных, используя сравнительно-анатомический метод. К анатомии примыкают гистология — наука о тканях, и эмбриология, которая изучает процессы образования половых клеток, оплодотворение, зародышевое развитие организмов.

Современная анатомия широко использует эксперимент и располагает новейшими методами исследования, включая современную оптику, рентгеновское излучение, применяет методы радиотелеметрии, пластические материалы, сплавы, консерванты и опирается на законы физики, химии, кибернетики, цитологии и др.

Физиологию можно разделить на три отдела — общую, сравнительную и специальную. Общая физиология исследует основные закономерности реагирования живых организмов на воздействия среды. Сравнительная физиология изучает специфические особенности функционирования целостного организма, а также тканей и клеток организмов, относящихся к разным видам. Сравнительная физиология тесно связана с эволюционной физиологией. Кроме того, существуют специальные разделы физиологии, изучающие физиологию различных видов животных (например, сельскохозяйственных, хищных и т. д.) или физиологию отдельных органов (сердца, почек, печени и т.д.), тканей, клеток.

Для изучения функций организма применяют различные методы. К ним относятся кратковременное или длительное наблюдение за работой органов при повышении функциональной нагрузки, действии на них раздражителей или при перерезке нервов, введении лекарственных веществ и т.п. Широко используются также инструментальные методы изучения, которые исключают какое-либо повреждение тканей и органов животных. С помощью различных приборов можно получить сведения об электрических процессах, происходящих в организме, о состоянии нервной системы, сердца и других органов. Современные методы позволяют регистрировать электрическую активность любого органа. С помощью оптических методов изучают внутреннюю поверхность стенки желудка, кишечника, бронхов, матки и т. д. Исследование тела с помощью рентгеновских лучей дает возможность изучать функционирование пищеварительной, сердечно-сосудистой и других систем у здорового и больного человека. Все большее значение приобретают радиотелеметрические способы передачи информации о физиологических процессах. Например, радиотелеметрию применяют для изучения состояния человека во время космических полетов. Для оценки функциональной активности органов человека широко используют биохимические исследования тканей, жидкостей организма — крови, спинно-мозговой жидкости, мочи и т. д. Таким образом, только с помощью всестороннего исследования организма можно глубоко понять принципы функционирования его на клеточном, тканевом, органном и системном уровнях.

Анатомия и физиология составляют основу медицинской науки. Современные успехи медицины поразительны: осуществляются операции на мозге, сердце, пересадка тканей и отторгнутых частей тела, переливание крови, пластические операции; синтезированы и успешно применяются гормоны, витамины, лечатся и предупреждаются с помощью лекарственных препаратов многие болезни, используются аппараты искусственного дыхания и кровообращения, искусственная «почка».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector