0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

Осанка ребёнка и её нарушения

Нарушение осанки у детей

Нарушение осанки у детей – это изменение естественного положения позвоночного столба, обусловленное структурной и функциональной перестройкой всей опорно-двигательной системы. Оно проявляется сутулостью, асимметрией спины, болями в области позвоночника и грудной клетки, быстрой утомляемостью и другими симптомами.

В детском возрасте осанка может ухудшаться вследствие разного рода деформаций позвоночно-двигательных сегментов в передне-заднем или боковом направлении. Наиболее часто это происходит у подростков, на долю которых приходится почти 70% всех случаев.

Согласно статистике, в раннем детстве осанка нарушается очень редко, чуть больше, чем у 2% малышей. Ребята дошкольного возраста страдают несколько чаще (16%), но уже к середине обучения в школе заболеваемость доходит до 33%.

Стоит отметить, что при своевременном выявлении и адекватном лечении исправление осанки вполне возможно. Однако запущенные стадии бывают необратимыми и способны привести к ограничению подвижности верхней части тела, уменьшению амортизационной функции позвоночника, а также вызвать сбой в работе внутренних органов. Страдает в основном сердечно-сосудистая, дыхательная и центральная нервная система.

В дальнейшем плохая осанка школьника может обернуться развитием сколиоза, остеохондроза, межпозвоночных грыж и других патологий. Поэтому на первый план выходит профилактика нарушений осанки у детей.

Причины

Искривление осанки может быть врожденным и приобретенным. Врожденные пороки возникают в период внутриутробного развития и связаны чаще всего с клиновидной деформацией отдельных позвонков, образованием дополнительных позвонков, нервно-мышечными расстройствами и дисплазией соединительных тканей. Нарушить осанку способны родовые травмы, в первую очередь, подвывих первого шейного позвонка или кривошея.

Приобретенные дефекты диагностируются почти в 95% случаев, преимущественно у худощавых детей и подростков. Самые распространенные причины, негативно влияющие на осанку – это низкая физическая активность, неправильно подобранная мебель для приготовления уроков, переноска тяжелой сумки в одной руке.

Отрицательное воздействие на будущую осанку оказывает частое ношение грудных младенцев в одной руке, преждевременные попытки посадить ребенка или поставить его на ноги, поддержка за одну и ту же руку во время прогулок.

В последние годы детей трех-четырех лет отдают в разные группы раннего развития. При обучении упор делается на интеллектуальные задачи в ущерб физическим упражнениям, и ребенок проводит слишком много времени сидя.

Очень часто родители замечают, что ребенок сутулится, в 7 лет или ближе к 8. В этом периоде активного роста он привыкает к учебным нагрузкам и не всегда успешно с ними справляется. Следующий «рывок», когда кости и мышцы быстро увеличиваются в размерах, наступает примерно в 10 лет и длится год или два. Проблемы с осанкой объясняются тем, что механизм поддержания правильной позы еще не сформировался до конца.

Другие возможные причины нарушения осанки:

  • рахит, перенесенный в детстве;
  • туберкулез;
  • полиомиелит;
  • переломы позвонков;
  • плоскостопие;
  • остеохондропатии.

Косвенной виной изменения положения позвоночника может быть плохое зрение, косоглазие и тугоухость. Чтобы лучше видеть или слышать, ребенок инстинктивно принимает не физиологичную позу. Отрицательное влияние на осанку оказывает также недостаток или избыток веса, слабый мышечный корсет, дефицит витаминов и минералов.

Искривление осанки возможно в двух плоскостях: сагиттальной и фронтальной. Кривизна во фронтальной плоскости является сколиотической, то есть туловище отклоняется в одну из сторон, что проявляется асимметричным наклоном спины. Сколиотическая осанка – это еще не сколиоз, так как спина выравнивается в положении лежа, и отсутствует торсия (разворот) позвонков: при сколиозе позвонки разворачиваются вокруг своей оси.

Список деформаций в сагиттальной плоскости намного шире и включает несколько разновидностей:

  • плоскую спину;
  • усиление поясничного лордоза, когда позвоночник в районе поясницы «уходит» вперед, к животу;
  • увеличение шейного лордоза, при котором позвоночник сильно прогибается в области шеи;
  • кифозирование в грудном отделе – отклонение грудных позвонков назад, что создает вид округленной спины;
  • круглую спину, сочетающую увеличенный грудной кифоз со сглаженным поясничным лордозом;
  • усиление всех естественных изгибов позвоночника – кифолордотическую осанку, или кругловогнутую спину.

Каждая из разновидностей может отличаться по степени тяжести. 1-я степень самая легкая и характеризуется незначительными изменениями осанки. Она корректируется волевым усилием самого ребенка, если он будет внимательно следить за положением тела и больше двигаться.

При второй степени искривление более заметно, но может устраниться путем разгрузки позвоночника в положении лежа или с помощью тракционного вытяжения. Тракции осуществляются под действием собственного веса – ребенка подвешивают на специальном оборудовании за подмышки, благодаря чему увеличивается расстояние между позвонками, и спина выравнивается.

Третья степень более тяжелая и не всегда корректируется консервативными методами. В отдельных случаях необходимо оперативное вмешательство. 4-я степень нарушения осанки встречается достаточно редко и исправляется только оперативно. Чаще всего ребенок остается инвалидом.

У детей в 4 года, 5 или 6 лет наиболее часто регистрируются начальные стадии искривления. Более взрослые ребята, которым исполнилось семь – десять лет, страдают нарушением осанки 2-3 степени тяжести. Врачи считают, что это связано с отсутствием своевременной диагностики, из-за чего кривизна обнаруживается только на выраженной стадии.

Факторы, влияющие на осанку

Формирование осанки начинается в раннем возрасте, практически сразу после рождения ребенка. Чтобы избежать проблем в будущем, необходимо соблюдать несколько правил и внимательно следить за развитием малыша.

Во-первых, не следует класть или сажать ребенка на мягкие подушки или перины, которые проваливаются. Постель и матрац должны быть достаточно жесткими и упругими. Спать на ровной поверхности полезно и комфортно в любом возрасте, и малыш быстро к этому привыкнет.

Примерно с трехнедельного возраста ребенка разрешается переворачивать на живот, но начинать нужно постепенно, и не терять при этом бдительности. Рекомендуется чередовать положение тела и укладывать младенца то на живот, то на спину. Если приходится часто носить ребенка на руках, то нужно периодически перекладывать его с одной руки на другую.

Ставить на ноги и стимулировать малыша ходить слишком рано нельзя, так как позвоночник и мышцы еще недостаточно окрепли, и кости легко травмируются. Когда придет время, ребенок сам будет пытаться встать и пойдет.

На прогулках не стоит подолгу водить ребенка за руку, поскольку из-за большой разницы в росте ему придется постоянно наклоняться вбок и тянуть конечность вверх. Сегодня в продаже есть специальные прогулочные шлейки, которые помогают контролировать передвижение маленьких детей.

К какому врачу идти

Иногда родители не знают, что делать при ухудшении осанки, и пытаются исправить ее своими силами. Многие думают, что сидеть и стоять с прямой спиной можно лишь усилием воли, но это далеко не всегда так. В большинстве случаев необходим целый комплекс мер, которые будут способствовать постепенному восстановлению физиологического положения тела.

Для постановки точного диагноза следует обратиться к хирургу или ортопеду. В некоторых медучреждениях есть вертебрологи – специалисты по болезням позвоночника. Любой из этих врачей может провести клиническое и рентгенологическое обследование.

Физикальный осмотр осуществляется в положении ребенка стоя, осанку оценивают с разных сторон: спереди, сзади и сбоку. Основными диагностическими критериями служат:

  • лопатки, которые выступают или располагаются на разном уровне относительно позвоночника;
  • визуальное отклонение отростков позвоночника от середины спины;
  • асимметрия ягодичных складок;
  • разноуровневое расположение коленей;
  • чрезмерно впалая или выступающая вперед грудная клетка;
  • отсутствие симметрии реберных дуг;
  • приведенные вперед и опущенные плечи.

Для максимальной точности измеряют расстояние от седьмого шейного позвонка до нижних углов лопаток, отрезок между самими лопатками, длину ног. При необходимости рассчитывается плечевой индекс.

Чтобы определить функциональное состояние позвоночных изгибов и наличие разворота (торсии) позвонков, проводят тест Адамса. Он необходим при подозрении на сколиоз: искривление позвоночника визуально становится заметным при наклоне туловища вперед.

Во избежание субъективных ошибок, которые не исключаются в ходе физикального осмотра, диагноз подтверждается инструментальными методами, и назначается рентген, компьютерная или магнитно-резонансная томография.

Лечение

Чтобы исправить осанку у ребенка, необходим комплексный подход, все мероприятия направлены на формирование крепкого мышечного каркаса и выработку правильного двигательного стереотипа. Коррекционная терапия включает несколько методик, позволяющих исправить сутулость, снять напряженность и спазмы мышц. Тренировка мышечного аппарата способствует перестройке организма и обеспечивает надежную поддержку позвоночника, за счет чего нагрузка распределяется равномерно, и спина выпрямляется.

Терапевтическая тактика разрабатывается врачом в зависимости от типа и степени нарушения осанки. Небольшие отклонения не требуют приема лекарств или оперативного вмешательства, однако потрудиться все же придется. Занятия физкультурой, постоянный контроль правильной позы и другие методы помогут вернуть позвоночнику естественное положение.

Основными способами коррекции нарушений осанки являются лечебные упражнения, массаж, физиопроцедуры и ношение ортопедических корсетов. Они особенно эффективны, если используются все вместе.

Лечебной гимнастикой дети занимаются в специализированных кабинетах, оснащенных необходимым оборудованием. Целью занятий является развитие определенных мышечных групп, которые в привычных обстоятельствах не работают или задействуются по минимуму. Внимание уделяется также и укреплению мышц в целом.

Комплекс для каждого маленького пациента подбирается индивидуально, с учетом произошедших в позвоночнике изменений. При легком нарушении осанки достаточно одного-двух занятий с инструктором, после чего упражнения можно выполнять дома.

ЛФК проводится курсами, между которыми обязательно делается перерыв. Во время перерыва родители вместе с ребенком посещают врача для оценки эффективности лечения. Сложные формы искривлений требуют ежедневных тренировок в условиях поликлиники и под контролем специалиста.

В лечебный комплекс входят упражнения, большинство из которых направлено на развитие мышц плечевого пояса и спины. Они выполняются в положении стоя, сидя и лежа. Очень эффективны различные наклоны и повороты туловища с гимнастической палкой или мячом в руках.

В положении сидя упражнения делаются на стуле с жесткой и ровной спинкой. Они включают подъем и разведение рук в стороны без снарядов или так же, как в положении стоя, с палкой или мячом.

В положении лежа выполняются упражнения для укрепления мышц брюшного пресса, спины, плеч и рук. Может использоваться гимнастическая палка и другие спортивные снаряды-утяжелители.

Дополнительно ребенку могут быть рекомендованы и другие упражнения – в частности, вис на турнике или перекладине, подъем ног под прямым углом на шведской стенке. Детям всех возрастов, включая дошкольников и подростков, очень полезны занятия с фитболом – гимнастическим мячом.

Читать еще:  У ребенка проблемы с осанкой

Всем известна польза плавания при проблемах с опорно-двигательным аппаратом. Поэтому не лишним будет записать ребенка в секцию плавания или посещать бассейн в частном порядке. В некоторых клиниках есть специальные группы, где практикуют занятия аквааэробикой для коррекции различных нарушений.

Интенсивность домашних тренировок следует наращивать постепенно. Сначала на каждое упражнение отводится не больше 2-3 минут, в дальнейшем это время доводится до 10 минут. Так нагрузка будет дозированной и мягкой, что позволит достичь более стойкого эффекта.

Важно помнить и о запретах: при нарушении осанки нельзя прыгать, скакать на батуте, нырять с вышки в бассейн или открытый водоем головой вперед. Нужно избегать потенциально травматичных видов спорта, в которых часто случаются падения – регби, хоккея, борьбы. Подобные занятия способны спровоцировать микропереломы позвонков на ослабленных участках позвоночника.

Массаж и физиотерапия

При небольших изменениях осанки назначается обычный классический массаж, основными приемами которого являются разминание и растирание мягких тканей спины. В более сложных случаях рекомендуется делать ортопедический или мануальный массаж. Стандартный курс включает 10 процедур, проводимых каждый день, затем – перерыв не менее трех недель.

Физиопроцедуры осуществляются 1-2 раза в год. Наиболее эффективны электрофорез, ультрафиолетовое облучение (УФО), индуктотермия, электростимуляция мышц, магнитотерапия, грязе- и водолечение.

Ортопедические корсеты

Детские корсеты, или реклинаторы – это эластичные изделия-лямки, которые надеваются на плечи и сходятся в межлопаточной области. Они предотвращают сгибание и округление спины, благодаря чему ребенок все время держит спину прямо. В последние годы появились корсеты, подающие звуковой сигнал при попытках сгорбиться.

Реклинаторы с мягкими и эластичными петлями подойдут при небольшом искривлении. На 2-3 стадии показаны жесткие и полужесткие корсеты, которые продаются в ортопедических салонах.

Прогноз

Скорректировать осанку и полностью исправить ее в детском и подростковом возрасте удается почти в 98% случаев. Оставшиеся 2% требуют особого подхода к лечению и носят стойкий, иногда необратимый, характер.

В среднем лечение занимает около года, в зависимости от степени нарушения корректировка может длиться от 6 месяцев до двух лет. Одно можно сказать точно: чем раньше выявить проблему, тем быстрее и проще от нее избавиться.

Неправильная осанка у ребенка: причины, симптомы, последствия, профилактика

Осанка — это привычное положение тела при стоянии, ходьбе, сидении человека. Формирование осанки происходит вплоть до окончания роста.

В период жизни ребенка до года формируются естественные изгибы позвоночного столба, а непосредственно осанка у ребёнка начинает формироваться только после того как он начинает подниматься на ноги.

У новорождённого ребёнка позвоночник прямой в процессе роста формируется его физиологические изгибы как только малыш начинает держать головку образуется изгиб в шейном отделе — лордоз шейного отдела. Затем ребенок начинает сидеть и у него формируется кифоз грудного отдела, когда ребенок встает на ноги появляется прогиб и в поясничном отделе — лордоз поясничного отдела. Так формируются естественные изгибы позвоночника. Нормальный позвоночник при осмотре в профиль представляет собой равномерно волнообразную линию, а со стороны спины — строго вертикальную.

Важно создать все условия для правильного формирования позвоночного столба обеспечивающего красивую правильную осанку, неправильная осанка не только отрицательно влияет на внешний вид ребенка, но также на его здоровье.

Для профилактики нарушения осанки ребенку надо обеспечить свободу движения, заниматься с ним гимнастикой, делать массаж, в дошкольном возрасте надо чаще использовать подвижные игры, ребёнок должен больше двигаться и меньше сидеть.

Как оказалось, тема эта очень обширная и за пару-тройку постов её не разобрать, буду писать серию постов в тегом Осанка считается нормальной если человек держит ровно голову, плечи развернуты и находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленях и тазоберденных суставах.

Как выглядит правильная осанка ребенка

Правильная осанка ребенка дошкольного возраста выглядит примерно так: голова чуть наклонена вперед; заметно небольшое смещение плечевого пояса; лопатки незначительно отходят от спины; естественные позвоночные изгибы выражены неявно; живот имеет небольшую выпуклость.

Однако детский организм постоянно растет и развивается, поэтому многие его системы имеют неустойчивый характер и нарушение осанки у маленьких детей достаточно частое явление.

В дошкольном возрасте нарушение осанки чаще всего обусловленно несоответствием скорости развития костной и мышечной тканей: мышцы растут быстрее костей, а механизмы поддержания правильной осанки не успевает развиваться за таким стремительным ростом.

Самодиагностика неправильной осанки

Эталоном правильной осанки принято считать такое положение тела, при котором голова чуть приподнята, плечи развернуты, лопатки не выступают, а линия живота не выходит за линию грудной клетки.

Чтобы выяснить, есть ли у вас нарушение осанки, встаньте спиной к стеяе или двери и сбоку посмотрите на себя в зеркало. Если вы стоите правильно, позвоночник образует вогнутую кривую в области шеи и талии, выпуклую — в области груди и таза (эти места должны прикасаться к стене). Между позвоночником и стеной в области шеи и талии остаются неболыиие промежутки, равные толщине вашей ладони. Если эти расстояния больше или меньше, значит, осанка нарушена.

Какие последствия неправильной осанки

Плохая осанка не только негативно сказывается на внешнем виде человека, но и на его здоровье.

При ухудшении осанки нарушаются функции дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность других внутренних органов, нарущается полноценное кровообращение в головного и спинного мозгаи в следствии чего повышается утомляемость и снижается физическая и умственная работоспособность ребенка.Естественные изгибы позвоночника обеспечивают амортизацию при ходьбе, прыжках, беге, чем способствуют нормальному функционированию внутренних органов человека.

Самый распространенный дефект у дошкольников – вялая осанка(вялая спина). Этим названием обозначается неустойчивая осанка. Такое нарушение еще не закрепилено организмом: если ребенок попытается встать прямо – его позвоночник примет правильную форму, но если он расслабится – спина опять станет вялой. Со стороны может показаться, что маыш устал. Как правило родители зачастую не заостряют на этом внимания. И всё же вялая спина – это первый признак развития нарушения осанки.

Как предотвратить формирование неправильной осанки

На формирование осанки у влияет окружающая ребенка среда это: родители, воспитатели, педагоги, обустройство комнаты, занятия в танцевальных или спортивных кружках. Особый упор надо сделать на правильно организованное физическое воспитание в семье, дошкольном учреждении и в школе. Также необходимо родителям самим отслеживать состояние осанки и при первых отклонениях сразу же обратиться к специалисту.

Чтобы самостоятельно поверить осанку необходимо раздеть ребенка (в комнате должно быть тепло и светло) и поставить от себя на расстоянии 1,5-2 метра.

При осмотре в профиль голова не должна быть откинута назад или наклонена вперед, не должно быть сильных изгибов грудной клетки вперёд или назад, ноги должны быть распрямлены в тазобедренных суставах и коленях.

При осмотре анфас плечи и предплечья, тазобедренные кости, так же поясничные треугольники (треугольник образуемый рукой и поясницей) должны быть симметричны.

Попросите ребенка наклониться вперед до угла 90 градусов, колени при этом должны быть разогнуты, а руки опущены вниз. Обратите внимание – на одном ли уровне расположены обе половины спины, при боковом искривлении одна половина грудной клетки находится ниже чем другая(так называемый реберный горб)

Так же можно поставить ребенка ровно, прислонив его головой, спиной и пятками в какой-либо ровной вертикальной поверхности(стена или шкаф). Ноги сомкнуть, руки выпрямить вдоль тела, затылок прислонить с поверхности, взгляд направить прямо перед собой. Попросить ребенка просунуть ладонь между поясницей и поверхностью, к которой он прислонен, если ладошка не проходит, то особых проблем с осанкой нет, но всё же стоит хотя бы раз в год проверять осанку у специалиста, чтобы иметь возможность откорректировать начинающиеся проблемы на ранней стадии.

Обязательно раз в год записывайте детей к ортопеду для проверки их осанки. Ведь профилактика всегда легче, чем лечение.

Для того чтобы избежать нарушений осанки, необходимо соблюдать определенные правила

  • ❗ АКТИВНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
    • ✅ Профилактика сколиоза прежде всего связана со здоровым образом жизни, а это и лечебная физкультура, и занятия спортом, и правильное питание, богатое белками, кальцием и витаминами. Прогулки, занятия туризмом и плаванием будут очень полезны как взрослым, так и детям.
  • ❗ РАБОЧЕЕ МЕСТО
    • ✅ Обеспечьте ребенку удобное и хорошо освещенное рабочее место, где он будет делать уроки, читать, рисовать и т.д. То же самое касается и пребывания за компыотером: важно, чтобы мебель подходила ребенку по росту. Детям при работе за компьютером перерывы необходимы каждые 15-20 минут. Если вы работаете в офисе, то необходимо правильно организовать свое рабочее место: ведь здесь вы проводите по 7-8 часов в день, что неизбежно сказывается на состоянии вашего позвоночника.
  • ❗ СПАЛЬНОЕ МЕСТО
    • ✅ Спать лучше всего на жесткой постели. Подушка не должна быть слишком большой и слишком мягкой. Идеальными являются ортопедические подушки и матрасы.
  • ❗ ОБУВЬ И СУМКИ
    • ✅ Помните, что ребенку полезнее носить рюкзаки с жесткой спинкой и широкими лямками. Да и для взрослых рюкзаки предпочтительнее сумок. Особенно опасно длительное ношение тяжелых сумок в одной руке — это прямой путь к сколиозу. Нельзя покупать ребенку обувь «на вырост» — тесную, неудобную. Неправильное положение ног негативно влияет на позвоночник. Способствует заболеванию тесная одежда, которая мешает нормальному росту и развитию грудной клетки. Не носить тяжести (особенно детям), равномерно распределять нагрузку на руки. Взрослым, страдающим нарушением осанки, нежелательно носить обувь на высокой платформе и на «шпильке».

Упражнения для коррекции позвоночника и выработки правильной осанки

УПРАЖНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ СИДЯ

  1. ✅ Сесть на пол по-турецки или встать на колени, опустив таз на пятки,позвоночник выпрямить. Поднимать и опускать плечи 10 раз.
  2. ✅ В этом же положении вытянуть руки перед собой и, повернув голову, посмотреть через левое, а затем через правое плечо на копчик.
  3. ✅ В этом же положении наклонить голову вправо, затем влево, стремясь мочкой уха достать до плеча. По 10 раз к каждому плечу.
  4. ✅ Сесть на кончик стула, выпрямить позвоночник. Сохраняя равновесие, раскачивать тело влево и вправо, одновременно выпячивая и втягивая живот. Начинать с 1 минуты, постепенно доведя время выполнения упражнения до 5 минут.

УПРАЖНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ СТОЯ

  1. ✅ Встать в дверном проеме. Полусогнутыми руками опереться о боковые стороны проема. Прогнуться вперед, запрокидывая голову назад. Количество упражнений произвольное.
  2. ✅ Ноги расставить на ширину плеч. Упереть в поясницу сжатые кулаки, слегка согнуть колени, прогнуться назад, напрягаясь так, чтобы ощутить мышечную вибрацию в пояснице, брюшных мышцах и под коленями. Сохранять такое положение, задержав дыхание на вдохе, 5-10 секунд.

УПРАЖНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ ЛЕЖА

  1. ✅ Лечь на спину. Обе ноги согнуть, поднять их, выпрямить, задержаться в таком положении на несколько секунд и, согнув снова,
  2. ✅ Лежа на полу, поднять выпрямленные ноги и, подержав их на весу, медленно
  3. ✅ Лежа на полу, сделать ногами «велосипед» — сначала вперед, затем назад.
  4. ✅ Лежа на полу, выполнить ногами вертикальные, потом горизонтальные
  5. ✅ Лечь на спину, поднять прямые ноги и, не прерываясь, выписывать двумя ногами вместе цифры от 1 до 9.
Читать еще:  Упражнения для формирования осанки для детей

ЗАНЯТИЯ С КОРРЕКЦИОННОЙ ПАЛКОЙ. Как выработать правильную осанку?

Самый надежный способ защитить позвоночник от болезней — соблюдать правильную осанку. К сожалению, правильная осанка не дается нам от рождения, ее нужно вырабатывать. Очень полезно заниматься с коррекционной палкой. Она может быть деревянной или металлической диаметром 2-3 см.

  • ✅ Положите палку на спину, придерживая ее в сгибах локтей, отведенных назад (кисти рук — вперед). Покатайте ее по спине несколько раз.
  • ✅ Затем возьмитесь за концы ладонями и зафиксируйте палку на уровне лопаток, походите в таком положении некоторое время. С палкой в этом положении можно смотреть телевизор, читать.
  • ✅ Кроме того, полезно периодически ложиться на пол, сильно прижимая лопатки к полу. Или, лежа на спине, отвести руки в стороны и сильно прижать их к полу.

Упражнения для спины первоклассника

Из-за неправильной позы за письменным столом, у ребенка может развиться сколиоз. Для его профилактики следует не только пытаться ровно сидеть, но и делать упражнения для сохранения правильной осанки.

  1. ✅ Сидя за столом, поднять руки вверх и потянуться кончиками пальцев как можно выше, чтобы спина выпрямилась, а позвоночник натянулся струной. В этом положении покачаться влево-вправо и плавно повернуть по несколько раз то одно, то другое плечо
  2. ✅ Согнуть правую руку в локте и поднять ее над головой. Наклониться 5-6 раз корпусом влево. Затем то же упражнение выполнить с другой стороны.
  3. ✅ Выйти из-за стола, встать на колени, положить руки и подбородок на край кресла или дивана. Несколько раз плавно выгнуть и прогнуть поясницу,
  4. ✅ Взять ребенка за ноги; пусть он сделает несколько шагов на руках.
  5. ✅ После гимнастики лечь на спину, руки вытянуть по швам и расслабиться.
  6. ✅ Для формирования правильной осанки следует не только сидеть ровно, но и выполнять упражнения, которые помогут спине.

Упражнения против сутулости

Борьбу с сутулостью надо начинать с визита к ортопеду — он скажет, нет ли у вас сколиоза (искривления позвоночника). Если есть, то ортопед же и назначит лечение. Когда с позвоночником все в порядке, то лучше всего корректируют осанку верховая езда и танцы (не важно, спортивные или бальные), в меньшей степени — шейпинг.

Есть и специальные упражнения, помогающие сформировать мышечный корсет спины. Например, можно лечь на живот, сцепить пальцы на затылке и стараться как можно выше приподнять, прогибаясь, верхнюю часть туловища.

Или делать упражнения «мостик», «березка». Крепкие упругие мышцы в верхней части спины как бы оттягивают плечи назад. Возьмите за правило не спать на большой подушке — она заставляет шею искривляться и быть напряженной.

Попробуйте воспользоваться комплексом упражнений, который поможет вам забыть о головных болях, стимулировать кровообращение мозга в любое время суток.

Массаж

  • ✅ Начните с массажа надбровных дуг, подглазных впадин и висков.
  • ✅ Затем как следует разотрите лоб и верхнюю часть головы.
  • ✅ Теперь затылок: особое внимание обратите на бугры у основания черепа.
  • ✅ И ребрами ладоней «пилите» шею до тех пор, пока не почувствуете в ней тепло.
  • ✅ После этого, закинув поочередно левую и правую руку за спину, разминайте мышцы на лопатках.

Наклоны

Затем медленно наклоняйте голову то к правому, то к левому плечу. Поначалу раз по 5-10. Постепенно доведите число наклонов до 30-50. Делайте это не торопливо, ориентируясь на самочувствие.

Вращения

Еще два обязательных упражнения. Вращайте головой по часовой стрелке, как бы касаясь воротника. «Прокатывайте» голову по плечам медленно, с большой тщательностью. То же самое повторите, «прокатывая» голову по грудине. То есть как бы кланяясь по кругу.

Нарушение осанки: классификация, виды, причины, профилактика и лечение

Нарушение осанки – устойчивое отклонение от нормального положения тела. Сопровождается усилением или сглаживанием физиологических изгибов позвоночника

Внимание! информация на сайте не является медицинским диагнозом, или руководством к действию и предназначена только для ознакомления.

Нарушения осанки у детей

Нарушения осанки у детей – изменения физиологического положения позвоночника, обусловленные структурными и функциональными изменениями в опорно-двигательном аппарате. Нарушения осанки у детей могут проявляться сутулостью, асимметрией позвоночника, болями в грудной клетке или спине, головными болями, астеновегетативным синдромом. Диагностика нарушений осанки у детей включает визуальный осмотр, рентгенографию (КТ, МРТ) позвоночника. Коррекция нарушений осанки у детей проводится с помощью лечебной физкультуры, массажа, мануальной терапии; по показаниям назначается ношение корригирующих корсетов.

Общие сведения

Нарушения осанки у детей — различного рода деформации позвоночника во фронтальной и сагиттальной плоскости. Нарушения осанки встречаются у 2,1 % детей раннего возраста; у 15-17 % дошкольников; у 33% учащихся средней школы и у 67 % старших школьников. При своевременном проведении оздоровительных мероприятиях нарушения осанки у детей являются обратимыми, однако в запущенных случаях могут привести к ограничению подвижности грудной клетки и диафрагмы, снижению амортизационной функции позвоночника, нарушению деятельности дыхательной, сердечно-сосудистой и центральной нервной системы. Нарушения осанки у детей могут являться предшественниками таких заболеваний опорно-двигательного аппарата, как сколиоз, остеохондроз, межпозвоночная грыжа. Именно поэтому вопросы профилактики нарушений осанки у детей являются актуальными для современной педиатрии.

Причины

Дефекты осанки у детей могут носить врожденный или приобретенный характер. Врожденные нарушения осанки у детей связаны с внутриутробным нарушением формирования позвоночника (клиновидной деформацией позвонков, образованием дополнительных позвонков), дисплазией соединительной ткани, миотоническим синдромом и др. К нарушению осанки у детей могут приводить родовые травмы, прежде всего, подвывих I шейного позвонка (травма атланта), кривошея.

Приобретенные нарушения осанки встречаются в 90-95% случаев и обычно выявляются у детей, имеющих астеническое телосложение. Непосредственными причинами, приводящими к нарушению осанки у детей, могут выступать неблагоприятные социально-гигиенические условия: недостаточная физическая активность (гипокинезия), несоответствие учебной мебели (стола, стула) росту ребенка и низкая освещенность рабочего места, ношение портфеля в одной и той же руке и пр. Все перечисленные факторы способствуют длительной неправильной фиксации положения и выработке навыка патологической установки тела. Здесь же следует отметить неблагоприятное влияние на формирующуюся детскую осанку таких действий взрослых, как постоянное ношение грудного ребенка на одной руке, попытки слишком рано сажать ребенка или ставить его на ножки, ведение ребенка во время прогулок за одну и ту же руку.

Приобретенные нарушения осанки у детей могут формироваться вследствие рахита, туберкулеза, полиомиелита, переломов позвоночника, остеомиелита, вальгусной деформация стопы, плоскостопия, остеохондропатии, деформирующих рубцов на спине, укорочения одной конечности и др. Довольно часто дети, страдающие близорукостью, астигматизмом, косоглазием или тугоухостью, вынужденно принимают неправильную позу во время работы, чтобы компенсировать дефект зрительного или слухового восприятия.

Предрасполагающими моментами для формирования нарушений осанки у детей служат слабое физическое развитие, неправильный режим, гипотрофия или ожирение, соматическая ослабленность ребенка, недостаток поступления в организм микроэлементов и витаминов.

Классификация

В детской травматологии и ортопедии выделяют нарушения осанки двух видов: в сагиттальной и фронтальной плоскости.

Нарушения осанки в сагиттальной плоскости характеризуются неправильным соотношением физиологических изгибов позвоночника:

  • сглаживанием всех позвоночных изгибов (плоская спина у детей);
  • увеличением поясничного лордоза, слабо выраженным шейным лордозом и грудным кифозом (плоско-вогнутая спина);
  • увеличением грудного кифоза с уменьшением поясничного лордоза (сутуловатость);
  • увеличением грудного кифоза наряду с практически полным сглаживанием поясничного лордоза (круглая спина, кифотическая осанка);
  • увеличением всех физиологических изгибов позвоночника (кругло-вогнутая спина, кифолордотическая осанка).

Определяющим признаком нарушений осанки во фронтальной плоскости (сколиотической осанки) служит асимметрия правой и левой половины туловища у детей. В отличие от сколиоза, при нарушении осанки во фронтальной плоскости асимметрия позвоночника у детей исчезает в положении лежа, отсутствует торсия позвонков, что указывает на функциональный характер деформации.

Степень нарушения осанки у детей может быть различной. При I степени отмечаются незначительные изменения осанки, которые можно устранить путем целенаправленной концентрации внимания ребенка. II степень нарушений осанки у детей характеризуется более выраженными деформациями, которые возможно устранить с помощью разгрузки позвоночника в горизонтальном положении или подвешивания ребенка за подмышечные впадины. При нарушениях осанки III степени у детей отмечаются деформации позвоночника, которые невозможно устранить путем разгрузки позвоночника. У дошкольников обычно наблюдаются нарушения осанки I-II степени; у детей школьного возраста – II-III степени.

Симптомы нарушений осанки у детей

Сами по себе нарушения осанки у детей еще не являются болезнью, но создают предпосылки для заболеваний опорно-двигательного аппарата и внутренних органов.

Главным признаком нарушения осанки является внешний вид стоящего ребенка. При сутуловатости голова наклонена вперед, плечи также подаются вперед, лопатки выступают, ягодицы уплощены. У детей с кифотической осанкой (круглой спиной) отмечается наклон головы вперед, опущение плеч, западение грудной клетки, «крыловидные» лопатки, полусогнутые в коленях ноги, уплощение ягодиц, слабый тонус мышц всего туловища. Кифолордотическое нарушение осанки у детей (кругло-вогнутая спина) характеризуется наклоном головы и верхнего плечевого пояса вперед, выпячиванием и свисанием живота (нередко висцероптозом вследствие слабости мышц брюшного пресса), большим углом наклона таза, максимальным разгибанием или переразгибанием ног в коленях. У детей с плоской спиной уменьшен наклон таза, грудная клетка смещена кпереди, выступают «крыловидные лопатки», живот отвисает. Нарушение осанки у детей по типу плоско-вогнутой спины сопровождается узостью грудной клетки, увеличением угла наклона таза, выпячиванием живота и ягодиц.

При асимметричной осанке у детей отмечается дугообразная деформация позвоночника с вершиной, обращенной влево или вправо; наклон головы в сторону; разноуровневое положение плеч, лопаток, сосков.

Нарушения осанки у детей в немалой степени способствуют изменению функционирования легких, сердца, органов пищеварения. Так, впалая плоская грудь и сутулая спина ограничивают полную экскурсию грудной клетки, делают дыхание поверхностным, что обусловливает кислородную недостаточность и снижение уровня обмена веществ. Дети с нарушениями осанки вялы, апатичны, страдают плохой памятью, анемией, подвержены заболеваемости ОРЗ, бронхитом, пневмонией, предрасположены к туберкулезу.

Вследствие чрезмерного прогиба в поясничном отделе позвоночника развивается слабость мышц брюшного пресса и, как следствие, опущение желудка и кишечника, запоры. Дети с нарушениями осанки различного типа могут предъявлять жалобы на боли в спине, быстрое утомление, головные боли, ухудшение зрения. Нарушения осанки у детей со временем могут приводить к развитию дегенеративных изменений позвоночника (остеохондроза), деформаций грудной клетки, межпозвоночных грыж, сколиоза, деформирующего остеоартроза.

Диагностика

Все случаи нарушения осанки требуют консультации детей вертебрологом или детским травматологом-ортопедом, проведения клинического и рентгенологического обследования.

Осмотр ребенка проводится в положении стоя спереди, сбоку и сзади. Основными визуальными критериями нарушения осанки у детей служат: выступающие назад и расположенные на разных уровнях и на разном расстоянии от позвоночника лопатки; отклонение отростков позвоночника от средней линии спины; несимметричность ягодичных складок, разноуровневое расположение подколенных ямок; вогнутая или выпуклая грудная клетка; несимметричность ребер, отведение плеч вперед и др. Иногда для большей точности прибегают к измерению различных параметров (расстояния между 7-м шейным позвонком и нижними углами лопаток, расстояния между лопатками, длины нижних конечностей, расчету плечевого индекса и др.).

Важное значение при диагностике нарушений осанки у детей имеет тест Адамса (наклон туловища вперед), с помощью которого определяется функциональное состояние изгибов позвоночника и наличие ротационного компонента, являющегося дифференциально-диагностическим признаком сколиоза.

Инструментальные методы обследования наиболее точны, поскольку позволяют избежать субъективных ошибок, связанных с визуальной диагностикой нарушений осанки у детей. В случае необходимости ребенку выполняется рентгенография, КТ или МРТ позвоночника.

Читать еще:  Комплекс упражнений по укреплению осанки

Лечение нарушений осанки у детей

Лечебный комплекс при нарушениях осанки у детей должен быть направлен на формирование полноценного мышечного корсета, выработку правильного функционального стереотипа.

Основная роль в коррекции нарушений осанки у детей принадлежит лечебной физкультуре, массажу (общему, ортопедическому, с элементами ЛФК, мышц живота, грудной клетки, спины и поясницы), мануальной терапии, гидротерапии, лечебному плаванию, кинезиотерапии. У детей школьного возраста в комплекс лечебно-коррекционных мероприятий целесообразно включать занятия на гребном тренажере, велотренажере, гимнастических комплексах. Из методов физиотерапии при нарушении осанки у детей используется электростимуляция мышц спины, индуктотермия, электрофорез, общее УФО, пелоидотерапия, талассотерапия.

При необходимости ребенку назначается ношение специального корсета, поддерживающего мышцы спины.

Прогноз и профилактика нарушений осанки у детей

В большинстве случаев правильно организованный лечебно-двигательный режим способствует полной коррекции нарушений осанки у детей. При имеющихся стойких деформациях позвоночника может потребоваться хирургическая коррекция сколиоза.

Для профилактики нарушений осанки у детей крайне важны правильный режим дня, полноценное питание, сон на ортопедическом матрасе и подушке, точный подбор обуви, правильная организация рабочего пространства и др. Для выработки навыка правильной осанки детям необходима полноценная двигательная активность (прогулки, подвижные игры, гимнастика, занятия спортом), закаливание, профилактический массаж. Дети с нарушениями осанки должны состоять на диспансерном учете у детского ортопеда.

Формирование правильной осанки у детей

Формирование правильной осанки у детей в значительной степени зависит от окружающей среды. В обязанности родителей, а также сотрудников дошкольных и школьных учреждений входит следить за правильным положением детей при стоянии, сидении и ходьбе, а также использовать упражнения, развивающие, главным образом, мышцы спины, ног и живота. Это нужно для того, чтобы у ребёнка развивался естественный мышечный корсет.

О позвоночнике и его изменениях

Позвоночник (позвоночный столб) является основной частью осевого скелета человека и состоит из 33–34 позвонков, которые соединены между собой хрящами, связками и суставами.

В утробе матери детский позвоночник выглядит как равномерная дуга. При появлении ребёнка на свет, его позвоночник выпрямляется и приобретает вид практически прямой линии. Именно с момента рождения начинает формироваться осанка. При наличии навыка удерживания головы в поднятом состоянии, в шейном отделе позвоночника малыша постепенно возникает изгиб вперёд, так называемый, шейный лордоз. Если пришло время, когда ребёнок уже умеет сидеть, в грудном отделе его позвоночника также формируется изгиб, только обращённый назад (кифоз). А если ребёнок начинает ходить, в поясничном отделе со временем образуется изгиб с выпуклостью, которая обращена вперёд. Это поясничный лордоз. Именно поэтому важно следить за дальнейшим правильным формированием детской осанки.

Об осанке и её нарушениях

Осанкой называют способность человека держать своё тело в разнообразных положениях. Она бывает правильной и неправильной.

Осанка считается правильной, если непринуждённо стоящий человек, находясь в привычной для него позе, не делает лишних активных напряжений и держит голову и корпус прямо. Кроме этого, он имеет лёгкую походку, слегка опущенные и отведённые назад плечи, направленную вперёд грудь, подтянутый живот и ноги, разогнутые в коленях.

При неправильной осанке человек не умеет правильно держать своё тело, поэтому, как правило, сутулится, стоит и передвигается на полусогнутых ногах, опустив плечи и голову, а также выставив вперёд живот. При такой осанке нару шается нормальное функционирование внутренних органов.

Различные нарушения осанки, будь то сутулость, лордоз, кифоз или сколиоз (боковое искривление позвоночника) – довольно часто встречаются у детей дошкольного и школьного возрастов. В основном, это дети либо физически ослабленные, либо страдающие какой-либо хронической болезнью, либо уже переболевшие тяжёлыми заболеваниями в раннем детстве.

Профилактика нарушений осанки

Профилактика любых нарушений, связанных с осанкой, должна быть комплексной и основываться на представленных ниже принципах.

Непрерывно развивающийся организм ребёнка на протяжении всего роста нуждается в полезных питательных веществах. Питание должно быть полноценным и разнообразным, так как от этого зависит, насколько правильным будет развитие мышц и костей.

Очень важны для здоровья детской осанки занятия физическими упражнениями, различными видами спорта (в особенности, ходьба на лыжах и плавание), гимнастикой, а также туризм, активные игры на свежем воздухе и др. Следует учитывать, что при физическом развитии не следует заставлять ребёнка совершать резких и быстрых нагрузок.

Во избежание проблем с осанкой необходимо не только организовать правильный режим дня (время прогулок, сна, бодрствования, питания и др.), но и строго соблюдать его, не делая никаких исключений, например, по выходным.

4.1. Комната должна иметь качественное освещение. Дополнительной настольной лампой должен быть оборудован детский письменный стол.

4.2. Высота стола должна соответствовать росту ребёнка. Существуют также особые парты, которые предназначены для коррекции осанки школьника.

4.3. Стул должен повторять изгибы тела. Правда, вместо такого ортопедического стула можно подкладывать за спину на уровне поясничного отдела тряпичный валик в дополнение обычному ровному стулу. Высота стула в идеале должна быть равна высоте голени. Используйте подставку для ног, если они не достают до пола.

4.4. Ребёнок должен сидеть так, чтобы спина его опиралась на спинку стула, а голова слегка наклонялась вперёд, а между телом и столом легко проходила ладонь ребром. При усаживании нельзя подгибать ноги под себя, так как это может привести к искривлению позвоночника и нарушению кровообращения.

4.5. В детской кровати должен быть ровный и твёрдый матрац. Благодаря такому матрацу масса тела ребёнка распределяется равномерно, а мышцы максимально расслабляются после вертикального положения туловища за весь день. Не допускайте того, чтобы ребёнок спал на мягкой поверхности. Это провоцирует формирование неправильных изгибов позвоночника во время сна. Кроме этого, мягкий матрац стимулирует согревание межпозвоночных дисков, в связи с которым нарушается терморегуляция. Что касается детской подушки, она должна быть плоской и располагаться исключительно под головой, а не под плечами.

  1. Грамотная коррекция обуви.

Правильный, точный и своевременный подбор детской обуви позволяет родителям избежать и даже устранить многие проблемы, такие как функциональное укорочение конечности, возникшее из-за нарушений осанки или компенсация дефектов стоп (косолапость и плоскостопие).

  1. Равномерное распределение нагрузок.

Известно, что чаще всего именно в школьном возрасте, когда у детей наблюдается стремительный рост костной и мышечной массы, они, к сожалению, приобретают искривление позвоночника. Происходит это по причине того, что в таком возрасте позвоночник ребёнка не приспособлен к большим нагрузкам. Родители должны стараться не перегружать ребёнка при ношении им ранца, рюкзака или портфеля. Помните, что по стандарту вес, который разрешено поднимать ребёнку, составляет 10% от общей массы тела.

Спинка у школьного ранца должна быть ровной и твёрдой, ширина его не должна быть больше ширины плеч. Также ранец не должен висеть ниже пояса, а ремни на нём должны быть мягкими и широкими, регулироваться по длине. Недопустимо в течение длительного времени ношение тяжёлых сумок на одном из плеч, что особенно актуально для девочек. В этом случае искривление позвоночника для них может стать неизбежной проблемой.

Что касается правильного переноса тяжестей, известно, что наклониться, взять тяжесть и поднять её – это огромная нагрузка на позвоночник и так делать нельзя. Правильным было бы сначала присесть с ровной спиной, затем взять, прижать к груди, подняться и отнести. И в качестве совета родителям: даже если вы сами не следуете этому правилу, научите ему вашего ребёнка.

Формирование правильной осанки

Стимулировать рост и развивать мышцы ребёнка можно смело начинать с момента его рождения. Так их рост и сила будут быстрее развиваться и преумножаться. Для грудных детей отличным помощником в этом является массаж (по назначению врача).

Малышу в возрасте 2-3 месяцев можно приступать делать упражнения на тренировку мышечных групп, отвечающих за удерживание тела в правильном положении. Для этого достаточным будет при помощи ладоней поднять ребёнка, переведя из положения «лёжа» в положение «вверх», после чего недолго подержать его на весу. В этой позиции мышцы и суставы малыша будут двигаться, тренируя при этом все мышечные группы.

После 1,5 лет в игровой форме с ребёнком можно начинать заниматься гимнастикой. Вместе вы можете «колоть дрова», «по-кошачьи» выгибать спину, «качать воду», ходить по нарисованной линии, словно по канату, кататься по полу, проходить полосу препятствий и т.п. Можно попросить ребёнка изобразить птичку: лечь на живот, «раскинуть крылья» (развести руки в стороны) и подержаться за щиколотки приподнятых ног.

Осанка ребёнка формируется до периода полового созревания. Всё это время необходимо следить за её формированием. Если у ребёнка уже возникло определённое нарушение, до наступления этого периода оно может быть исправлено. Ребёнок при этом должен регулярно посещать врача-ортопеда, находясь у него на диспансерном учёте и проходить все доступные виды лечения. Это может быть лечебная физкультура, плавание, массаж, физиотерапия, мануальная терапия, а также хирургическое лечение (по показаниям).

Полезные упражнения

Для формирования правильной осанки у детей, а также профилактики её нарушений в процессе занятий утренней гимнастикой, физической культурой и во время физкультминуток в домашних условиях и, главным образом, в дошкольных и школьных учреждениях можно использовать различные полезные упражнения. Ниже приведены примеры таких упражнений.

  • Ребёнок стоит на одной ноге или ходит по бревну.
  • Держа за спиной обруч, ребёнок делает наклоны в стороны.
  • Держа в руках гимнастическую палку, ребёнок приседает, стоя на носках.
  • Разведя руки в стороны, ребёнок делает наклоны назад.
  • Поставив ноги врозь и держа в руках гимнастическую палку, ребёнок, прогнувшись, делает наклоны вперёд.
  • Ребёнок поднимает ноги вверх, лёжа на спине.
  • Ребёнок ползает на четвереньках.
  • Ребёнок, сохраняя правильную осанку, ходит, удерживая какой-либо груз на голове.
  • Опущенными руками ребёнок держит гимнастическую палку за концы и поднимает руки вверх, заводя палку за спину, после чего чередует наклоны влево и вправо.
  • Используя турник или шведскую стенку, ребёнок, крепко обхватывая руками перекладину, сгибает ноги под прямым углом и находится в таком положении в течение нескольких секунд.
  • Находясь в положении «ноги вместе, руки опущены», ребёнок отводит правую ногу назад, а руки разводит в стороны и замирает, после чего повторяет упражнение с левой ноги.
  • Лёжа на спине, ребёнок при помощи ног «крутит педали велосипеда» или изображает «ножницы».
  • Лёжа на животе, ребёнок приподнимает согнутые в коленях ноги, обхватывает лодыжки руками и начинает покачиваться, как лодочка на волнах.
  • Стоя перед зеркалом, ребёнок, чередуя, сначала нарушает, а потом исправляет осанку.
  • Ребёнок прислоняется к стене пятью точками (затылок, лопатки, ягодицы, икры и пятки). Эти точки являются основными изгибами нашего тела наружу и в норме должны соприкасаться со стеной. После этого он выполняет различные движения, к примеру, приседания или разведение ног и рук в стороны, напрягая мышцы в среднем по 5 секунд.

Заключение

Дорогие родители, напоминать и говорить ребёнку «Сядь прямо» или «Не сутулься» конечно, нужно, но этого всё же недостаточно. Начинайте беспокоиться о здоровье своих малышей ещё «с пелёнок» и обязательно найдите время для занятий с ними. Важным моментом в формировании правильной осанки ребёнка является личный пример. Выполняйте упражнения вместе с ребёнком, держите спину ровно и будьте здоровы!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector