0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психомоторное развитие детей дошкольного возраста

Критерии психомоторного развития ребенка

Дать оценку психомоторному развитию детей дошкольного возраста эмпирическим путем очень непросто, ведь у каждого человека свой индивидуальный опыт. Если семья многодетная, то родители могут сравнивать показатели психомоторного развития каждого ребенка с показателями более старших детей.

Если же в семье один ребенок, то у родителей нет необходимого количества знаний, благодаря которым они смогут дать правильную оценку психомоторике первенца. Они могут наблюдать за другими детьми во время прогулки, в детском саду или школе раннего развития, сравнивая их со своими ребенком, но полученных таким образом сведений все равно будет недостаточно для того, чтобы суметь дать правильную оценку.

Именно поэтому стоит поговорить о том, что такое психомоторное развитие, по каким критериям его оценивают в дошкольном возрасте у детей разного возраста, что может считаться патологией, а что является нормой.

Психомоторное развитие: что нужно знать?

Понятие психомоторного развития достаточно широкое и включает в себя оценку зрения, слуха, разных типов чувствительности и пр. Также сюда можно отнести социальные контакты дошкольника, двигательную активность.

Оценивая развитие малыша, нужно понимать, что вывод об успешном овладении крохой тем или иным навыком можно сделать только при наличии у него умения совмещать нескольких действий одновременно. То есть если малыш может взять ложку, он должен уметь зачерпывать ей пищу и подносить ее ко рту. Только в этом случае можно говорить о навыке ребенка есть самостоятельно.

Что влияет на психомоторное развитие ребенка?

Развитие детей дошкольного возраста во многом зависит от регулярного общения с мамой и родными. Постепенно усложняющееся общение с крохой станет залогом его гармоничного психомоторного развития. Недостаток внимания, неправильное воспитание станут для малыша основными причинами сбоев в процессе познания окружающего мира.

Результатом этого может стать задержка психического развития, а также последующее отставание в освоении новых двигательных навыков. Если не изменить линию воспитания, то в конечном итоге у малыша может проявиться слабоумие и неспособность к социальной адаптации в окружающем мире.

Как оценивают психомоторное развитие?

Сразу после рождения ребенок имеет определенные навыки, по которым оценивают уровень его психомоторного развития. Для удобства медики отобрали пять основных признаков, по которым кроху оценивают каждый месяц в течение года. Малыш сдает своеобразный экзамен, каждый раз получая оценку. Если оценка высокая, это означает, что уровень психомоторного развития у него соответствует возрасту.

Если малыш с легкостью справляется с поставленными задачами в своем возрасте, в качестве эксперимента можно предложить ему выполнить задание, рассчитанное на детей более старшего возраста. Если кроха и с ним справится без проблем, значит, его психомоторное развитие протекает с опережением.

Таким же способом можно выявить у детей отставание в области психомоторного развития. Если кроха не справляется с заданиями, рассчитанными на его возраст, можно для него их слегка упростить и понаблюдать за результатом. Малыш должен будет справиться с более простым вариантом, и тогда родители смогут сделать вывод о том, насколько сильно отстает их кроха.

При обнаружении у малыша признаков отставания в развитии следует прежде всего проанализировать воспитательный процесс и характер общения с крохой. Возможно, взрослые намеренно ограничивают его движение, не дают активно знакомиться с миром. Малыш должен иметь возможность изучать пространство как на улице, так и дома, сталкиваясь с минимальным количеством запретов.

Ниже мы рассмотрим таблицу норм психомоторного развития у детей дошкольного возраста, согласно которой можно будет дать примерную оценку состояния ребенка и в случае необходимости проконсультироваться у невропатолога.

Психомоторное развитие детей дошкольного возраста
материал (средняя, старшая, подготовительная группа)

Мастер-класс для педагогов ДОУ с доступными для применения в условиях дошкольного учреждения методиками определения психомоторного развития детей.

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Психомоторное развитие детей дошкольного возраста»

(в соответствии с Годовой задачей ДОУ на 2019-2020 учебный год «Развитие физических качеств у детей через организацию подвижных, спортивных игр».

Цель : ознакомить педагогов с доступными для применения в условиях ДОУ методиками определения психомоторного развития детей.

— раскрыть понятия «физическое развитие», «физические качества» (ловкость, гибкость, выносливость, сила, быстрота), «тип нервной системы», «теппинг-тест»;

— подвести педагогов к пониманию того, что двигательная активность детей является важнейшим условием нормального развития, а подвижные игры, увлекающие детей, дают резерв для развития способностей, активизируют малоподвижных детей;

— научить педагогов определять функциональную зрелость нервных процессов у детей (на собственном примере).

Оборудование : бланки для работы, ручки.

  1. Физическое развитие детей по ФГОС ДО. Физические качества как функциональные свойства организма, характеризующие одарённость человека.
  2. Произвольные движения у детей. Психомоторное развитие.
  3. Подвижные игры как эффективное средство психомоторного развития.
  4. Диагностика психомоторного развития детей: определение функциональной зрелости нервной системы у детей (теппинг-тесты); диагностика оценки психомоторного развития (методика Н.О.Озерецкого).
  5. Мастер-класс для педагогов ДОУ «Теппинг-тест: определение типа нервной системы).

С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который направлен на поддержку разнообразия детства, сохранения уникальности и самоценности детства, личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, уважения личности ребенка.

Учитывая ФГОС ДО, содержание программы должно обеспечить развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности , в том числе и физическом развитии.

Физическое развитие включает в себя:

— приобретение опыта в двигательной деятельности;

— развитие физических качеств: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость;

— формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;

— овладение подвижными играми с правилами.

Физические качества — это функциональные свойства организма, характеризующие одаренность человека.

Ловкость- это способность человека быстро, целесообразно осваивать новые действия, сочетать их с другими, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях (Холодов Ж. К., Кузнецов В.С-М.,1990). Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями. Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так, в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим , заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников.

Гибкость — способность выполнять движения с большой амплитудой (Холодов Ж. К., Кузнецов В.С-М.,1990). Гибкость зависит от состояния позвоночника, суставов, связок, а также эластичности мышц. Гибкость развивается при выполнении физических упражнений с большой амплитудой. У детей дошкольного возраста опорно-двигательный аппарат обладает большой гибкостью. Следует стремиться к сохранению этой естественной гибкости, не злоупотребляя упражнениями на растягивание, которые могут привести к необратимым деформациям отдельных суставов (например, коленного). Упражнения на гибкость целесообразно сначала выполнять с неполным размахом, например, сделать 2-3 полунаклона, а потом уже полный наклон, 2- 3 полуприседания, затем — глубокое приседание.

Выносливость — способность организма противостоять утомлению во время мышечной деятельности, бороться с утомлением и восстанавливаться во время мышечной работы и после ее. (Холодов Ж. К., Кузнецов B. — М.,1990). Развитие выносливости требует большого количества повторений одного и того же упражнения. Однообразная нагрузка приводит к утомлению, и дети теряют интерес к этому упражнению. Полезны подвижные игры, которые вызывают положительные эмоции и снижают ощущение усталости.

Читать еще:  Психологические игры упражнения школьников

Сила — выполнение какого-либо действия или сохранение, какой-либо позы человека (Холодов Ж. К., Кузнецов В.С-М.,1990). Развитие силы мышц может быть достигнуто благодаря увеличению веса предметов, применяемых в упражнениях (набивной мяч, мешочки с песком и др.); использованию упражнений, включающих поднятие собственной массы (прыжки), преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях). В детском саду следует использовать разнообразные упражнения для развития силы всех групп мышц, уделяя преимущественное внимание мышцам — разгибателям. Учитывая анатомо-физиологические особенности дошкольников, не следует стремиться к максимальным результатам и превышать нормы для прыжков в длину, в высоту, так как это может отрицательно повлиять на развитие костной системы, а также внутренних органов. Не рекомендуются упражнения, вызывающие задержку дыхания и большое напряжение организма. Интенсивность выполняемых упражнений, масса предметов (мешочков с песком и др.), дозировку физической нагрузки следует повышать постепенно.

Быстрота — способность человека выполнять движения в наикратчайшее время (Холодов Ж. К., Кузнецов В.С-М.,1990). Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная легкость образования и перестройки условно рефлекторных связей у детей создают благоприятные условия для развития у них быстроты. Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый), а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего).

Для детей характерно стремление к быстрым движениям , что связано с особенностями их организма, особенностями нервной системы (повышенная чувствительность, быстрая смена процессов возбуждения и торможения). Наблюдения за играющими детьми показывают, что они часто и охотно выполняют быстрые движения. Малыши догоняют бабочку, взлетевшего голубя, катящийся мяч или обруч, бегают с машинами, вертушками . Дети постарше соревнуются друг с другом в скорости перебегания через площадку, играют в «догонялки», «ловушки», бадминтон , с увлечением катаются на велосипеде, ходят на лыжах. При этом ребенок многократно позволяет понравившееся движение, использует его в разных ситуациях, стараясь выполнить быстрее, чередуя его с моментами отдыха — догоняет мяч и, подняв его, останавливается или, добежав до скамейки, усаживается на нее. Естественное стремление детей к непродолжительным скоростным движениям следует поддерживать и предлагать им разные упражнения в проявлении быстроты, интересные игровые задания и игры. Отмечено, что в играх, увлекающих детей, они чаще достигают более высоких скоростей, чем, просто выполняя задание, быстро пробежать дистанцию. Игры как бы дают возможность выявить резерв скоростных способностей детей.

Казалось бы, развитие физических качеств детей лежит вне сферы психологии, «ограниченной будто бы замкнутым, внутренним миром субъективных переживаний» (С.Л.Рубинштейн «Основы общей психологии. Изд-во «Питер», Спб. 2007 г. Серия «Мастера психологии»). Но в действительности, движения, произвольные движения человека, не могут остаться вне поля зрения психологии, поскольку любое действие является сенсомоторным единством и связь между сенсорикой и моторикой не линейная, а кольцевая, так что не существует отдельно моторного образования без сенсорных компонентов. Далее, каждое движение связано с личностными установками, с осмыслением задачи, с отношением к ней. Когда меняется личностная установка, меняется и двигательная сфера.

Психология — это наука, а наука — это прежде всего исследование. Если мы ставим цель развивать физические качества у детей мы должны понимать, что мы хотим получить, то есть, сначала мы должны «измерить», исследовать уровень психомоторного развития детей, особенности нервной системы каждого ребёнка, затем разработать занятия, игры с учетом возраста, способствующие развитию этих самых качеств. На последнем этапе делаем выводы — есть положительная динамика или нет, проводим оценку собственной деятельности, и продолжаем или не продолжаем дальше работать над этой темой.

Для того, чтобы успешно развивать физические качества детей дошкольного возраста нужно сначала определить функциональную зрелость нервных процессов (теппинг-тесты), провести диагностику оценки психомоторного развития дошкольника (методика Н.О.Озерецкого, Н.И.Гуревича).

Для чего это делается? Полученные показатели будут свидетельствовать не только об уровне развития нервной системы, но и о типологической характеристике ребёнка.

Для детей со слабым типом нервной системы характерно снижение показателей, снижено умение произвольно направлять своё внимание на мышцы, участвующие в движении, снижена способность определять характер ощущений (напряжение-расслабление, тяжесть-лёгкость и др.), характер движений, сопровождаемых этими ощущениями (сила-слабость; резкость-плавность, темп, ритм).

Сильный тип нервной системы характеризуется более высокой скоростью работы, стабильностью темпа выполнения заданий на движение, дети с сильной н/с более ловкие, обладают хорошей способностью контролировать свои ощущения.

Функциональная зрелость нервной системы обуславливает способность к проявлению произвольных действий. Поэтому неслучайно в первые годы жизни уровень нервно-психического развития ребёнка определяют по его движениям.

Теппинг-тест (Определение функциональной зрелости нервных процессов)

Лист бумаги расчерчивается на 6 одинаковых частей, которые оформляются следующим образом:

Все, что нужно знать родителям о психомоторном развитии детей раннего возраста и его особенностях

Каждый родитель внимательно следит за тем, как развивается его малыш месяц за месяцем. Это не только повод похвастаться перед досужими соседями, но и желание понимать, что у ребенка нет серьезных отклонений: он вовремя приобретает двигательные, речевые, игровые и другие навыки. Речь идет о психомоторном развитии ребенка. Вовремя обнаружив некоторые признаки отставания в нем, можно успеть многое компенсировать к старшему возрасту.

Что такое психомоторное развитие?

Это понятие весьма сложное. Оно включает в себя большой комплекс самых разных показателей. Это совершенствование рефлексов, зрения, слуха, двигательных навыков, мелкой моторики, активной и пассивной речи, эмоций, сенсорного восприятия, навыков общения и социализации – в каждом возрасте ведущие линии развития ребенка меняются. Другими словами, психомоторное развитие иллюстрирует степень зрелости разных мозговых центров на разных этапах жизни маленького человека.

Так, в возрасте до года более важное значение имеют рефлексы крохи, в 2–3 года – речевые навыки и мелкая моторика, в 4–5 лет – навыки общения со сверстниками и социализации в коллективе малышей. Однако при этом предполагается, что на каждом последующем этапе развития ребенок планомерно углубляет и оттачивает приобретенные ранее умения.

Первоначально все эти навыки малышу помогают развивать родные люди. Затем к ним подключаются воспитатели детских садов, позже – преподаватели в школах. При этом важно постоянно контролировать не только своевременность освоения тех или иных навыков ребенком, но и способность совмещать их с ранее полученными умениями. Так, научившись брать ложку, малыш должен приловчиться набирать в нее пищу и доносить до рта, не пролив. Только тогда можно считать, что он научился пользоваться ложкой.

Для полноценного развития крохе важно постоянное активное общение с родителями и остальными членами семьи, его участие во всем происходящем, а не простое «отслеживание процесса».

Основные периоды психомоторного развития

В современной педиатрии принято выделять 6 основных этапов психомоторного развития детей:

  1. с рождения до 1 месяца;
  2. с 1 до 3 месяцев;
  3. с 3 до 6 месяцев;
  4. с 6 до 9 месяцев;
  5. с 9 до 12 месяцев;
  6. с 1 года до 3 лет.

На правильное психомоторное развитие ребенка раннего возраста на каждом этапе влияет множество факторов:

  • генетические (малыш может немного отставать от сверстников, имея к этому генетическую предрасположенность, – его родители или бабушка с дедушкой тоже развивались с опозданием);
  • наследственные – наличие наследственных заболеваний может стать причиной отставания ребенка в развитии;
  • экологические (территория с плохой экологией – фактор риска рождения больных деток, которые будут отставать от общепринятых норм развития);
  • сложное течение беременности (заболевания матери, инфекции, угроза прерывания, гипоксия плода) также в дальнейшем могут привести к трудностям;
  • тяжелые роды, особенно с использованием стимуляции или щипцов, родовые травмы часто приводят к проблемам со здоровьем и развитием новорожденного;
  • социальное окружение (неблагоприятная обстановка, асоциальные родители, постоянные стрессы);
  • материально-бытовые условия – отсутствие самого необходимого для ребенка (полноценного питания, развивающих игрушек);
  • недостаточное внимание к малышу со стороны родителей, когда с крохой мало разговаривают, играют, ласкают его, часто провоцирует психомоторные задержки.
Читать еще:  Развивающая школа детей возраста

На первом году жизни

На каждом этапе малыш планомерно осваивает все новые навыки. Особенно это заметно в первый год жизни, когда прогресс очевиден даже с интервалом в несколько недель.

  1. 1 месяц. Малыш ненадолго фиксирует взгляд на ярком предмете, может проследить за ним, если тот медленно движется. При резких звуках вздрагивает. Может какое-то время удерживать головку, лежа на животике. В этом возрасте кроха начинает улыбаться.
  2. 2 месяца. Ребенок более уверенно следит за движущимся перед глазами предметом. Поворачивает головку в сторону звука. Несколько минут может удерживать голову в вертикальном положении. Обращение взрослого встречает улыбкой.
  3. 3 месяца. Фокусирует взгляд на предмете, находясь в любом положении. Сосредоточенно прислушивается к разным звукам. Лежа на животике, опирается на предплечья и полусогнутые ножки. Тянется к игрушке.
  4. 4 месяца. Угасает большинство рефлексов новорожденного, проходит гипертонус рук. Малыш реагирует на появление мамы, может перевернуться на животик. Умеет громко смеяться, поворачивает голову в сторону звука. Изучает свои ручки, может захватить ими игрушку и ощупать ее. При кормлении поддерживает грудь или бутылочку ручками.
  5. 5 месяцев. Кроха отличает родных и чужих людей, понимает, строго или ласково с ним говорят. Может стоять при поддержке, брать игрушку из рук взрослых, тянет ее в ротик. Долго и активно гулит.
  6. 6 месяцев. Малыш может перевернуться с животика на спину, подползти к игрушке. Сидит при поддержке, начинает лепетать, может кушать с ложечки. Игрушку перекладывает в руках.
  7. 7 месяцев. Ребенок уже увереннее сидит и ползает. Показывает предмет в ответ на вопрос «где?», может стучать игрушками друг о друга, пить из чашки из рук взрослого. Долго лепечет с разными интонациями.
  8. 8 месяцев. Карапуз может сидеть и садиться самостоятельно, вставать, держась за опору, и ходить у нее. Подолгу возится с игрушками, активно произносит простые слоги. По просьбе может помахать ручкой, сделать «ладушки». Узнает родных по фото.
  9. 9 месяцев. Малыш может ходить, если его держать за обе руки, повторяет услышанные слоги, выполняет простые просьбы: покажи, дай. Отзывается на свое имя, использует жесты в общении.
  10. 10 месяцев. Ребенок может влезть на стул или диван, слезть обратно. Складывает матрешку, игрушку-вкладыш. Знает и показывает разные части тела на себе и других людях. Произносит первые простые слова (мама, баба, папа).
  11. 11 месяцев. Кроха может стоять без опоры, пробует сделать несколько «свободных» шагов. Понимает простые обобщения предметов (машины, куклы, мячики). Реагирует на слово «нельзя».
  12. 12 месяцев. Малыш произносит около 8–10 слов, понимает около 100. Самостоятельно ходит. Может пользоваться расческой, выполнять простые просьбы (принеси, подними). Может взять чашку и пить из нее, подбирать предметы по форме (например, в сортерах).

Нет ли отклонений?

В дальнейшем малыш продолжает совершенствовать свои навыки. Однако иногда детки могут развиваться не по «общему сценарию», а слегка опережая ровесников или отставая от них. Как же родителям понять, все ли в порядке? В конце прошлого века педиатры и неврологи стали пользоваться специальными оценочными таблицами, в которых собрана среднестатистическая информация по большинству психомоторных показателей. Таблицы составляют для детей раннего, дошкольного и школьного возраста в хронологическом порядке, они информативны и просты в использовании. Поэтому опираться на них могут и родители.

Для примера приведем таблицу психомоторного развития детей от года до 2 лет.

Консультация для педагогов «Психомоторное развитие детей дошкольного возраста»

Башкирова Клавдия Ивановна
Консультация для педагогов «Психомоторное развитие детей дошкольного возраста»

Структурные компоненты психомоторных способностей и их развитие у дошкольников

Цель: осветить значение психомоторики в развитии детей дошкольного возраста и познакомить с пониманием структуры психомоторных способностей в психолого-педагогической литературе как основанием для организации и осуществления коррекционно-развивающей работы с дошкольниками и создания адаптивной системы образования.

Совершенствование системы дошкольного образования предполагает, что педагогический процесс следует осуществлять на основе его глубокой дифференциации. Для этого педагогу необходимо знать индивидуально-типологические способности физического и психологического развития детей, понимать, какие способности дошкольников смогут обеспечить их успешность сначала в школе, а потом и в дальнейшей жизни. Немалую роль в этом играют психомоторные способности.

Под психомоторикой понимается совокупность сознательно регулируемых двигательных актов. Психика и моторика находятся в неразрывном единстве, и поэтому в поведении, в деятельности, в речи человека раскрывается вся характеристика его и как индивида, и как личности, и как субъекта. Но если психомоторика в полной мере отражает целостную характеристику человека, то, совершенствуя психомоторные способности, можно в той или иной степени успешности воздействовать на развитие детей.

Ещё столетие назад И. М. Сеченов и П. Ф. Лесгафт указали на важность развития психомоторных способностей человека, как единства его физической и психической сферы и основы высочайшей саморегуляции его деятельности. Без понимания сущности и структуры психомоторики нельзя приступать ни к её развитию, ни к её коррекции. Целенаправленное изучение моторной сферы началось в середине 19-го века. Наиболее полный перечень психомоторной способности в начале 20-го века дал М. О. Гуревич. Важными компонентами, отражающими состояние человека, он назвал мышечный тонус, ритм и темп движений, автоматические движения, вспомогательные движения, силу движения, отчётливость, равновесие, соразмерность движений в пространстве, координацию движений и двигательную активность. И как нечто целое рассматривал психомоторные процессы К. К. Платонов и определял их, как основной вид в объективизации психики в сенсомоторных, идеомоторных и эмоционально-моторных реакциях и актах.

Понятие «психомоторика» приобретает различное смысловое наполнение. У Н. А. Бернштейна это – вся область двигательных отправлений, объединяющая их биомеханические, физические и психологические аспекты; интересна и значима для изучения развития детей концепция уровневого построения движений, созданная Н. А. Бернштейном. Он выделил 5 уровней психомоторной деятельности, которые можно соотнести со становлением двигательной функции в онтогенезе.

Первый уровень обеспечивает бессознательную, непроизвольную регуляцию мышечного тонуса мускулатуры. В чистом виде деятельность этого уровня выступает в непроизвольных движениях (дрожь от холода, нервная дрожь от волнения или вздрагивание от внезапного резкого звука, луча света и т. п.). Она начинает функционировать с первых недель жизни ребёнка.

Второй уровень руководит «локомоторным» или двигательным механизмом, который управляет четырьмя конечностями-двигателями и начинает функционировать в онтогенезе с четырёх-пяти месяцев жизни, когда рёбёнок пытается схватить увиденный предмет.

Третий уровень обеспечивает согласование двигательного акта с внешним пространством. Он и начинает развиваться во втором полугодии жизни ребёнка, когда излишние движения уступают однократным целевым движениям, которые имеют начало и конец. Этот уровень автор назвал уровнем пространственного поля и считал одним из самых ответственных в построении движений, имеющих ряд важнейших отличительных черт. Во-первых, на этот уровень уже работает зрения, которое безгранично расширяет и увеличивает объём и качество поступающей в мозг информации. Во-вторых, он тесно связан с взаимоотношениями и с внешним миром. В-третьих, это пространственное поле является не сдвигаемым. Благодаря качественно переработанной информации, ребёнок воспринимает неподвижность окружающего мира. В-четвёртых, важнейшим свойством пространственного поля являются его метричность и геометричность. Тщательная оценка расстояний, размеров и форм предметов, определяет важнейшие качества таких действий ребёнка, как меткость, точность, без чего его действия не достигли бы цели. Благодаря этим качествам, третий уровень называется «Пространственным».

Читать еще:  Психологические особенности адаптации детей к школе

Возникновение первых осмысленных действий связано с созреванием предметного, четвёртого уровня организации движений, который начинает функционировать с четырёх лет. Действия этого уровня – самообслуживание в широком смысле, все предметные, трудовые, спортивные, подвижные игры. Движения, строящиеся на 4-м уровне, связаны с чётким осознанием правой и левой сторон тела. В выполнении движений данного уровня главное – смысловая сторона действия с предметом.

Основные группы действий,определяемых этим уровнем:

1) объединяет движение с малым количеством автоматических действий, ощупывание, сравнивание и выбирание предметов, любые смысловые действия ребёнка;

2) содержит действия с участием второго уровня; действия, значительно подкреплённые третьим уровнем, т. е, смысловые, протекающие в пространстве, обеспечивающие ловкость рук;

3) объединяет действия всех предыдущих групп, что обеспечивает, прежде всего, движение губ, языка, и отвечает за почерк и скорость письма.

Пятый уровень организации движений, уровень психологической регуляции движе-ний, предполагает наличие мотива для двигательного акта и осуществление его основной смысловой деятельности. Для работы этого уровня должна быть сознательная саморегуляция. Все действия основаны на образном мышлении и руководят богатейшим арсеналом географических, импровизационных и других смысловых выражений. Понятно, что двигательный акт есть сложное, многоуровневое построение, возглавляемое ведущим компонентом — смысловой структурой и рядом «обслуживающих» его технических компонентов движений. Исследования этих технических компонентов выделили их качественные характеристики, которые важны для организации и осуществления коррекционно-развивающей работы, поскольку их можно рассматривать как объекты педагогического воздействия.

Сегодня нет общепринятой классификации, авторы выделяют различные компоненты психомоторных способностей: мышечную активность, особенности и свойства простых и сложных движений, виды реакций и даже некоторые функции опорно-двигательного аппарата.

Анализ классификаций характеристик психомоторных качеств позволяет выделить два подхода.Первый рассматривает качественный аспект деятельности: волевое усилие, процессы переработки информации при сенсомоторных реакциях, глазомерные функции и т. п. Второй подход рассматривает количественный аспект деятельности и указывает на силу, скорость, точность, пластичность, ритмичность, ловкость, темп, ритм, меткость, соразмеренность, направление и время статичности и позы.

Для работы с дошкольниками на этапе подготовки к школе значимыми являются оба подхода – и качественный, и количественный аспекты деятельности.

В основе содержания занятий и контроля развития психомоторной сферы детейлежат следующие компоненты:

Статическая координация – регуляция двигательных актов, обеспечивающая удержание тела и его частей в состоянии равновесия или какой-то позе.

Динамическая координация – регуляция движений, обеспечивающая точное выполнение двигательных актов.

Скорость движения – отношение величины (длины) пути, пройденного телом или его частью, затраченному на это время.

Моторика рук – выполнение мелких и точных движений кистями и пальцами рук.

Одновременность – качество воспроизведения внешней формы двигательного действия и направления движения.

Отчётливость – степень соответствия выполняемого упражнения его пространственным, временным и силовым параметрам.

Оперативность управления движениями – оценивается планирование и организация движения, которые проявляются в скорости двигательной реакции на изменение звукового сигнала.

Чувство темпа – способность к восприятию и воспроизведению темпа следования опорных звуков.

Чувство ритма – средство пространственно-временной организации движений.

Качество восприятия (слуховое, зрительное, основанное на двигательном ощущении) – оценивается способность различать и передавать в движении характерные особенности музыкального образа исполняемого произведения.

Устойчивость внимания – оценивается способность не отвлекаться от музыки в процессе движения.

Качество запоминания последовательности движений – оценивается способность запоминать музыку и движения.

Желание действовать – оцениваются признаки, проявляющиеся в поведении ребёнка на занятиях и состояние ребёнка в момент проведения диагностики: типичность его поведения в данной ситуации.

Эмоциональность при выполнении заданий – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, в жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержании композиции, умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове.

Как писал И. М. Сеченов, «выполняя различные движения, ребёнок удовлетворяет одну из важнейших потребностей – потребность в двигательной активности, значит, движение является средством достижения цели».

Психомоторное развитие начинается в неспецифической манипуляции с предметами и продолжается до разумной осознанной психомоторной деятельности, под которой понимается целенаправленное и планируемое восприятие и преобразование действительности с помощью действий. Осуществление произвольных действий проходит под контролем сознания, проявление двигательных качеств – при участии волевого усилия. Поэтому психомоторные особенности человека – это сплав психологических и физиологических механизмов управления движениями, двигательными действиями, отражающихся в проявлении разных психомоторных (двигательных) качеств.

Из этого следует, что необходимо развивать у детей ВПФ, не на основе дидактических игр, сидя за столом, а через активные движения.

Таким образом, в педагогической работе, направленной на развитие общих и специальных способностей, необходимо опираться на понимание многоуровневой регуляции движений Н. А. Бернштейна и на современные представления о многокомпонентности психомоторики.

Наличие сложных взаимосвязей и взаимозависимостей между всеми компонентами требует применения системного подхода, который позволит приспособить образовательный процесс к уровню подготовки и особенностям развития детей, учитывая их возрастные и психофизические возможности и потребности. И тем самым создать максимальные условия для формирования индивидуальных способностей, обеспечивающих социальную успешность, охрану, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Построение адаптивной системы образования, невозможно без понимания значимости психомоторного развития дошкольников.

Консультация для педагогов «Закаливание детей дошкольного возраста» Закаливание детей дошкольного возрастаматериалы для педагоговрезультат самообразования Федеральный государственный образовательный стандарт.

Консультация для педагогов «Влияние фольклора на развитие и воспитание детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов. «Влияние фольклора на развитие и воспитание детей дошкольного возраста». Подготовила воспитатель:.

Консультация для педагогов «Формирование и развитие музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста» Средства развития музыкальных способностей. Детей, которые не проявляют к музыке ровно никакого интереса, единицы. Музыка положительно.

Консультация для педагогов «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста» Фонематический слух – способность человека воспринимать и различать звуки (фонемы). При несформированности речевого звукоразличения ребенок.

Консультация для педагогов «Развитие речевой активности у детей старшего дошкольного возраста» Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное.

Консультация для педагогов «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» Развитие речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Одним из самых эффективных средств развития и воспитания.

Консультация для педагогов «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов Тема : » Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста» Социализация — это процесс, который сопровождает.

Консультация для педагогов «Влияние наглядного моделирования на развитие связной речи детей дошкольного возраста». Презентация Наглядное моделирование — воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта создание его заместителя и работа с ним. В дошкольном.

Консультация для педагогов «Влияние пальчиковых игр на развитие детей младшего дошкольного возраста» 1 слайд. Известный ученые говорили: «Рука – это инструмент всех инструментов», заключал Аристотель. «Рука – это внешний мозг» — писал Кант.

Психомоторное развитие детей дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №15 «ЗВЁЗДОЧКА» ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector